|
современная выдумка принадлежащих к течению «Новый век» искателей истины. Уже в
1880 году египтологи и исследователи поделились своими сомнениями. Пиацци Смит
писал о теории гробницы: «И это представление находит широкий отклик у
египтологов как направление; хотя многие факты противоречат ему, и им это даже
известно». Цитируя сэра Гарднера Уилкинсона, Смит, египтолог того десятилетия,
писал: «Вот ненавязчивые слова сэра Гарднера, которые мы часто повторяем «Не
всегда следует полагаться на авторитет арабских писателей» (ссылка на тех, кто
писал о найденном в ящике мертвом рыцаре в кольчуге и при мече); и возникают
сомнения, действительно ли тело царя было положено в саркофаг (ящик) Великой
пирамиды» (комментарий в скобках в тексте Уилкинсона принадлежит Смиту)
[10]
.
Несмотря на сомнения, зароненные Смитом и другими, египтологам удалось за эти
годы опубликовать около 20 000 работ в поддержку своих теорий. Никто не сумел
опровергнуть их предположений и заставить усомниться в предлагаемой ими
хронологии древнеегипетских династий. О жизни фараонов и цариц, правивших
страной, написано много монографий, поэтому не они будут являться объектом
рассмотрения в данной книге. Меня интересует то, как царь, по их мнению,
руководил возведением собственной пирамиды.
По словам египтологов, Хуфу приступил к строительству своей усыпальницы с таким
расчетом, чтобы к моменту его кончины она была готова. При выборе формы
пирамиды он, наверно, советовался с зодчими и строителями, стремясь узнать
пределы возможного. Также он, вероятно, интересовался у них, сколько времени
займет ее строительство и во сколько оно обойдется. По оценкам современных
каменотесов, добыча в карьере и доставка на место камня заняла бы даже при
использовании современной техники не менее двадцати семи лет
[11]
. Интересно, сколько на то же должно было уйти времени у работников Хуфу,
применявших незамысловатые, примитивные методы?
В старые времена могущественные вожди воздвигали ради собственного тщеславия
громадные памятники. Например, Тадж-Махал в Индии — свидетельство власти царя.
Могольский царь Шах Джахан приказал построить после смерти своей супруги, в
1631 году, Мамтаз-Махал. Хотя сам мавзолей усилиями 20 000 работников был
воздвигнут за два года, на строительство всего комплекса понадобилось целых
двадцать семь лет, и обошлось оно в сорок миллионов рупий. Следовательно, нет
оснований утверждать, будто в древности царь не мог собрать средств,
необходимых для исполнения его эгоистичных желаний в отношении. загробной жизни,
сколь бы абсурдными они нам, современным прагматикам, ни казались.
Впрочем, ряд технических характеристик пирамид свидетельствует о том, что это
не храм, не усыпальница и не мавзолей. Избыток каменной кладки в этих строениях
— вот один из веских аргументов не в пользу теории усыпальницы. Однако еще боже
весомым доводом против данной гипотезы является отсутствие, к прискорбию
египтологов, у них материальных доказательств — тел покойников! Издавна бытует
воззрение, будто в египетских пирамидах находятся мумии и будто они
действительно были найдены внутри них. Ну, так это неправда. Подобные
представления родились после просмотров неточных документальных фильмов, тесно
связующих пирамиды с Долиной царей, где нет пирамид, но где и впрямь были
обнаружены мумии. На самом же деле Гизское плато и Долина царей — это два
совершенно разных места, которые разделяют сотни миль пустыни. Сейчас те, кто
интересуется пирамидами, начинают понимать, что в действительности ни в одной
из отрытых в Египте пирамид не было ни одного первоначального захоронения. Уже
одно это обстоятельство, учитывая то, что в Египте обнаружено боже восьмидесяти
пирамид, практически опровергает теорию гробницы.
Тщательно изучив вопрос о первоначальных захоронениях, Уильям Фикс пришел к
следующему поразительному выводу «То, что в пирамидах ничего нет, как правило,
объясняют тем, что их опустошили ищущие сокровища грабители могил. Ограбление
могил — это, несомненно, археологический факт и, как показало дальнейшее
исследование некоторых пирамид, практика, собственно и введшая археологов в
заблуждение и заставившая их придерживаться теории гробницы. В саиский период
(663–525 гг. до н. э.) возрождается сильный интерес к пирамидам, именно тогда
«входит в моду» использовать их в качестве гробниц. Принято считать, что
фрагмент крышки гроба, обнаруженный в третьей гизской пирамиде, — это, по
манере исполнения, изделие, хотя кости появились там позже саиского периода»
[12]
.
Фикс рассказывает о находке шестидесяти мумий в Большой галерее под Ступенчатой
пирамидой в Саккаре, в пятнадцати милях к югу от Гизы (см. рис. 2). Позже
исследователи установили, что мумии были захоронены в пирамиде примерно через
2400 лет после ее возведения и вскоре после того как под существующей с
доисторических времен пирамидой была вырыта галерея. Оба события произошли в
саиский период.
|
|