|
Гильгамеш, великий герой шумерской цивилизации, был царем Урука примерно в
2100 г. до н. э. Его история полна безумия, противоречивых эмоций и одиночества.
Великий поэт Райнер Мария Рильке назвал ее «эпосом смертного ужаса». В ее
нынешнем виде она была составлена из глиняных табличек, найденных при раскопках
в XIX веке, но выглядит почти полной.
В начале истории молодого царя называют «неукротимым быком». Он кипит энергией,
открывает горные перевалы, копает колодцы, путешествует и сражается. Он сильнее
любого другого человека, красивый и отважный, но одинокий. Он тоскует по другу,
который был бы равен ему.
Поэтому боги создали Энкиду. Он был таким же сильным, как Гильгамеш, но жил
среди диких животных, ел их пищу и пил воду из ручьев. Все его тело было
покрыто жесткими волосами. Однажды охотник столкнулся с этим странным существом
в лесу и доложил о нем Гильгамешу.
Выслушав рассказ охотника, Гильгамеш понял, что это друг, которого он ищет. Он
изобрел блестящий план. По его наущению самая красивая из храмовых проституток
отправилась в лес обнаженной, где нашла дикого мужчину и приручила его. Когда
они занялись любовью, он забыл о своем доме среди холмов. Теперь, когда Энкиду
встречался с дикими животными, они ощущали перемену и убегали от него, вместо
того чтобы бежать вместе с ним.
Гильгамеш и Энкиду встретились на рынке в Уруке, где проходили состязания по
борьбе. Все жители собрались посмотреть на схватку. В конце концов Гильгамеш
одержал верх и повалил Энкиду на спину, не оторвав собственных ног от земли.
Знаменитая дружба началась с целого ряда приключений. Они охотились на пантер и
затравили чудовищного Хуваву, охранявшего путь через кедровый лес. Впоследствии,
когда они убили небесного быка, Гильгамеш повесил его рога на стене своей
спальни.
Но потом Энкиду тяжело заболел. Гильгамеш шесть дней и семь ночей сидел у
постели своего друга. Когда из носа Энкиду выполз червь, Гильгамеш накрыл тело
саваном и взревел, как львица, потерявшая своих львят. Рыдая, он бродил по
степи, охваченный ужасом от предчувствия собственной смерти.
В конце концов Гильгамеш оказался в таверне на краю света. Там он спросил у
красивой служанки дорогу к Зиусудре, который, как мы могли убедиться, был
другим воплощением Ноя или Диониса. Зиусудра принадлежал к числу полубогов,
которые никогда не умирают.
Гильгамеш соорудил ладью, обмазанную битумом, какие до сих пор используются
арабами, и отправился на встречу с пророком. Зиусудра сказал: «Я открою тебе
секрет богов. На дне моря есть растение с шипами, как у розы. Если ты сможешь
поднять его на поверхность, то снова станешь молодым. Это растение вечной
юности».
Зиусудра рассказал ему, как опуститься на дно моря, покрывшего Атлантиду, и
найти эзотерическое знание, утраченное во время Потопа. Гильгамеш привязал
камни к ногам, наподобие местных ныряльщиков за жемчугом, опустился на дно,
сорвал растение, освободился от груза и с торжеством поднялся на поверхность.
Но когда он отдыхал на берегу от своих трудов, змея учуяла растение и украла
его.
Теперь Гильгамеш был все равно что мертв.
Когда мы читаем историю о Гильгамеше, то задаемся вопросом, почему он не
выдержал испытание, поставленное перед ним великим лидером человечества. В этой
истории есть нота беспокойства, которая еще более отчетливо звучит в творчестве
вавилонской и месопотамской цивилизации, которые пришли к господству в этом
регионе после Шумера.
Иллюстрация к «Волшебнику из страны Оз». Фрэнк Баум был теософом, зашифровавшим
эзотерические знания в своей самой прославленной книге. Трусливый Лев, Пугало и
Железный Человек символизируют животное, растительное и минеральное царства.
«Оз» — это каббалистическое слово, имеющее числовое значение 77 и обозначающее
силу магии, воздействующей на вещество
Со смертью Гильгамеша мы вступаем в эпоху величайших зиккуратов. История
Вавилонской Башни, повествующая о попытке построить зиккурат высотой до небес и
об утрате общего языка, объединявшего человечество, отражает тот факт, что
народы и племена, привязавшиеся к своим божественным покровителям и
ангелам-хранителям, утратили из виду высших богов и великий космический разум,
направляющий судьбу вселенной. Зиккураты представляют собой неудачную попытку
добраться до небес с помощью материальных средств.
Вавилонская Башня была построена Нимродом-Охот-ником. В книге Бытия про Нимрода
сказано: «Сей начал быть силен на земле». Археолог Дэвид Рол убедительно
отождествил Нимрода с историческим Энмеркаром («Энмер-Охотник»), первым царем
Урука, который написал правителю соседнего царства Аратта послание с
требованием дани. Это послание считается древнейшим сохранившимся письмом на
Земле.
Нимрод был первым человеком, стремившимся к власти ради самой власти. Эта воля
к власти привела к жестокости и произволу. Согласно иудейской традиции,
|
|