|
фениксом, можно предположить, что камень Бенбен символизирует, помимо прочего,
его семя и, таким образом, оплодотворяющую силу, которая дала возможность Исиде
родить сына Гора
[37]
.
Нам предстоит говорить только об антропоморфных божествах, и большей частью —
об Осирисе, чья трагическая смерть и чудесное воскрешение послужили основой для
мистерий древнего Египта и источником происхождения культа возрождения для
вечной загробной жизни
[38]
.
IV
ЭПОХА ПИРАМИД
Древние египтяне были религиозными людьми и свято верили в жизнь за порогом
смерти, в некоем «небесном Египте». Для того, чтобы помочь усопшему достичь
конечного пункта на небе, египтяне предусмотрительно снабжали его всем
необходимым для долгого путешествия, а также стремились всячески защитить тело
от повреждений.
В додинастические времена покойников просто опускали в вырытые в песке ямы.
Тела укладывали на боку, в согнутом положении, предположительно для того, чтобы
они были готовы к повторному рождению в новой жизни. В сухом климате пустыни
тело мумифицировалось само. Однако такие могилы часто раскапывались шакалами
или дикими собаками; не были редкостью и грабежи могил, если в них подозревали
наличие драгоценностей. Во времена Первой династии египтяне начали возводить
гробницы в форме четырехугольника (они назывались «мастаба») из земли и камня
для того, чтобы закрыть могилу и тем самым защитить тело
[39]
. Немало таких сооружений располагается в некрополе Мемфиса.
Их возводили на протяжении всего периода Древнего Царства. Вплоть до конца
Второй династии так погребали и фараонов, но позднее такая форма захоронения
осталась только у знати — фараоны же избрали для себя другой «замок вечности»
[40]
. Интересно, что сделанные из земли и камня гробницы были построены зачастую
более тщательно, чем дома, которые люди занимали при жизни. Согласно д-ру
Эдвардсу, причины этого носили религиозный характер:
«Для страны с великим изобилием камней достаточно странен тот факт, что
правители и правящие классы проводили свою земную жизнь в зданиях, гораздо
худших, чем гробницы. Однако жители Древнего Египта придерживались других
взглядов — дом или дворец предназначался для мимолетной жизни… а вот гробница,
„замок вечности“, была их жилищем навсегда»
[41]
.
Во время Третьей династии появились так называемые ступенчатые пирамиды. Они не
были пирамидами в геометрическом смысле этого слова, поэтому их следует, скорее,
называть ступенчатыми башнями
[42]
. Самая большая из них принадлежит фараону Джосеру; она расположена в Саккара и
примечательна тем, что являет собой первый пример каменной кладки — это
сооружение воздвигалось из специально высекаемых глыб, чья поверхность
тщательно обрабатывалась, чтобы плиты подходили друг к другу
[43]
. Это нововведение приписывается жрецу и архитектору Имхотепу, который был
также и советником Джосера. Имхотеп, которого греки отождествляли со своим
богом врачевания Асклепием, позднее был объявлен мудрейшим из людей и причислен
к сонму бессмертных богов. Имхотеп был верховным жрецом Анну и главным
астрономом с титулом «глава наблюдателей» (за звездами)
[44]
.
Ступенчатая пирамида Джосера имеет внушительные размеры, — высота шестьдесят
метров при прямоугольном основании. По всей видимости, пирамида предназначалась
|
|