|
служат в качестве школьных скамек, а третий выполняет функции мусорного ведра.
Я прошел через главный вход и направился к пирамидиону (бенбену) Аменемхета III.
Он относится к приблизительно 1850 году до н. э. и некогда стоял на вершине
одной из пирамид Дашура
[215]
. Пирамидной сделан из хорошо отполированного черного гранита и несет на себе
две строки надписей у основания. На камне изображен крылатый диск и глаз,
символ Гора. Есть там и фигура Осириса-Саху (Ориона) со звездой в протянутой
руке. Перед тем, как отправиться в восточную галерею, где хранятся памятники
Древнего царства, я подошел к статуе Менкаура, строителя третьей пирамиды в
Гизе. Небольшое изваяние, вырезанное из слонца… Фигура царя, кажется, излучает
мощную энергию и странную напряженность чувств, что очень характерно для
скульптурных произведений Древнего царства. В Менкауре ощущается присутствие
божественной двойственности — в мягкости, смешанной с гордостью, в поднятой
руке. Создается впечатление, что в фараоне видели не тирана, а божественного
правителя, почитаемого и любимого.
Войдя в знаменитую 42-ю комнату, в которой хранится много памятников Четвертой
династии, я сразу обратил внимание на великолепную статую Хафра, создателя
второй пирамиды. Она бьша высечена из одного куска черного диорита, породы,
работать с которой невероятно трудно. Тем не менее поверхность так тщательно
отполирована, что выглядит как металлическая; статуя считается одним из самых
значительных произведений искусства Древнего Египта. Скульптор, работавший над
ней, был настоящим Микеланджело древности; как он обрабатывал гранит с помощью
только медных инструментов, остается загадкой. Хафра восседает на троне, лицо
его выражает как властность, так и благосклонность, в зависимости от того, с
какой стороны вы на него смотрите. На плече Хафра сидит сокол, простирающий
крылья над головой фараона. Я поймал себя на мысли, что ни один самый красивый
памятник из гробницы Тутанхамона не может сравниться с этой статуей.
Я медленно шел по галерее, стараясь рассмотреть как можно больше, и тут увидел
панораму пирамид Гизе с высоты птичьего полета. Табличка говорила, что
фотография сделана при содействии египетских военно-воздушных сил. Скорее всего,
снимок относится к 50-м годам, и это была первая съемка с высоты птичьего
полета, которую я видел. До нее я никогда не думал о сооруженях, расположенных
вокруг пирамиды Менкаура, сооружениях, которых не было рядом с двумя более
высокими пирамидами. Но сейчас, взглянув на них, я вдруг почувствовал, что меня
как будто ударило током. Несколько лет назад я работал в качестве
инженера-строителя
[216]
и довольно болезненно относился ко всему, что нарушало общую архитектурную
картину. Пирамида Менкаура, подумал я, расположена не совсем там, где ей
следовало быть. Я спросил смотрителя зала, могу ли я переснять эту фотографию,
и получил в ответ утвердительный кивок, улыбку и даже военное приветствие, что
значило, что предложенный мной «бакшиш» вполне соответствует моменту. Получив
разрешение, я воспользовался своим стареньким «Олимпусом» с 50-мм объективом и
черно-белой пленкой и сделал снимок. Только один снимок, но он перевернул всю
мою жизнь.
По окончании отпуска я вернулся к работе в Саудовской Аравии. В Эр-Рияде я
проявил пленку и заказал несколько больших отпечатков. Я был очень заинтригован
сооружениями около пирамиды Менкаура и непременно хотел разрешить загадку.
Большинство из моих друзей в Саудовской Аравии были заняты в строительстве —
инженеры, архитекторы, планировщики — и я подумал, что их помощь может
оказаться мне полезной. Было интересно узнать, какие у них на этот счет
возникнут мысли.
Как я и думал, большинство из тех, кто смотрел на фотографию, сделали примерно
одно и то же заключение — каждая из трех пирамид расположена на собственной
меридиональной оси (север — юг), причем две из них стоят на одной диагонали,
направленной на юго-запад. Я слышал предположения, что это связано с каким-то
планом. Всех удивляло, что третья пирамида гораздо меньше первых двух — это
привлекло и мое внимание — однако больше всего удивляло наличие пристроек у
третьей пирамиды. Похоже, выбор места и высоты пирамиды не был случайным. Тогда
возникал вопрос — чем он диктовался?
II
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЛАН
Я решил дать копии этой фотографии другой группе своих друзей — людям, не
связанным со строительством и имеющим более художественные наклонности. Мне
хотелось знать — зададут ли они мне те же самые вопросы. На этот раз я сразу
провел черными чернилами диагональную линию на юго-запад, связывающую две более
крупные пирамиды, и продолжил эту линию, чтобы наглядно показать курьезное
|
|