|
Нигде в «Текстах» миф об Осирисе не приводится полностью; очевидно, древние
египтяне знали его так хорошо, что полагали излишним пересказывать преамбулу
ритуала; так большинство христиан знает основные элементы христианской истории.
Существовали, однако, тысячи упоминаний об Осирисе, Исиде и Горе в
древнеегипетской погребальной литературе (в том числе и в «Текстах пирамид»), и
египтологам не составило труда реконструировать историю Осириса:
«Осирис был старшим сыном богини небес Нут, братом Исиды, Сета, Нефтиды и,
возможно, Анубиса. Осирис стал первым повелителем Египта, разделив трон со
своей сестрой Исидой. Он был справедливым владыкой, установившим в Египте
власть закона (маат). С помощью своего везира, „бога“ Тота, приобщил людей к
религии и дал им начала цивилизации. Египет стал процветающей страной, в
которой не было междуусобных войн. К несчастью, не всем это доставляло радость,
и особенно был недоволен его брат Сет. Он составил заговор против Осириса, убил
его, разрезал на мелкие куски и разбросал по всему Египту. Исида не имела детей,
и после того, что случилось с Осирисом, царство осталось без наследника.
Однако не все было потеряно — Исида тайно собрала части тела мужа и придала им
человеческую форму. Создав таким образом первую мумию, Исида с помощью
магической силы смогла на короткое время вернуть жизненную силу мужу и зачала
от Осириса. Осуществив свое предназначение на Земле, Осирис превратился в
звезду (Орион) и вступил в правление царством мертвых, которое носит название
Дуат. Исида же спряталась от Сета в болотах Дельты и в положенный срок родила
сына Гора. Когда Гор вырос и возмужал, он вызвал Сета на поединок для того,
чтобы выяснить — кто должен править Египтом. Во время боя Гор потерял глаз, но
лишил Сета мужского начала. Хоть сражение не завершилось, бог Солнца присудил
победу Гору, и тот был объявлен царем, первым фараоном Египта»
[191]
.
Трагическая история Осириса и борьбы Гора за трон являлась идеологической
основой власти фараонов. Фараоны утверждали свои права на престол заявлением,
что они являются земным воплощением Гора, а миф об эпической битве с Сетом
метафорически осуждал попытки борьбы за престол со стороны тех, у кого не было
на то законных прав. Все владыки Египта считались реинкарнациями Гора, и именно
им надлежало поддерживать «маат»
[192]
— «закон и порядок». Когда фараон Гор умер, он возродился с Осирисом, то есть
стал единым с Осирисом телом в мире умерших — Дуате. Это оставило трон
свободным для законного наследника, который должен был выполнять роль Гора;
теперь уже он считался сыном Осириса и Исиды, поскольку его отец стал Осирисом.
Таким образом осуществлялся переход «Гор — Осирис — Гор», который был
центральным в царском культе времен фараонов; фараоны считались живыми богами,
и их смерть объяснялась в терминах этой? божественного мифа, и ни у кого не
вызывало сомнения, что они возрождаются вновь в небесном царстве Осириса.
Главной целью «Текстов пирамид» было помочь осуществлению этого повторяющегося
процесса.
Генри Франкфорт доказал, чти ритуал перерождения умершего фараона происходит
параллельно с ритуалом коронации его наследника
[193]
. Смерть фараона таким образом связана с двумя событиями, и это отражено в
«Текстах пирамид»: похоронами Гора-царя как сына Осириса и коронацией нового
Гора-царя, сына бывшего Гора, ставшего Осирисом. В астральных терминах новый
фараон был сыном Осириса-Ориона. Точно так же, как Осирис отождествлялся с
созвездием Ориона, так и его соправительница и сестра Исида идентифицировалась
с Сотис (Сириусом). Исида-Сириус (Исида-Сотис), таким образом, была астральной
матерью умершего царя. Сириус, как мы знаем, является ярчайшей звездой на небе
и появляется над горизонтом сразу за созвездием Ориона.
В «Текстах пирамид» живой фараон, новый Гор-царь, во время своей коронации,
происходящей одновременно с погребальной церемонией, многозначительно
произносит:
«Как восхитительно видеть», — говорит она, а именно Исида: моему отцу,
[умершему] фараону, когда он восходит на небо сквозь звезды…» [Тексты пирамид,
939]
«Небо ясно, Сотис [Сириус] живет [т. е. появляется], я [единственный] живущий,
сын Сотис:» [Тексты пирамид, 458]
«Твоя сестра, Исида, приходит к тебе насладиться любовью твоей. Ты [умерший
|
|