|
Александр Пьянков, переводчик текстов пирамид… возражал самым решительным
образом против попыток искать в религиозных текстах прежде всего даты или
собрания отдельных фактов… [он] считал, что тексты говорят сами за себя и
представляют собой религиозные воззрения и символы… Тексты пирамид
предназначались для того, чтобы гарантировать возвращение к жизни усопшего
фараона, как вернулся к жизни Осирис-Орион…
Джейн Б. Селлер. «Смерть богов в Древнем Египте»
I
ДЕНЬ ШАКАЛА
То, что было найдено в пирамидах Пятой и Шестой династий, является самым
древним из писаний, посвященных религии. Эти письмена сейчас называются
египтологами «Текстами пирамид». Можно только удивляться, что широкой публике
они не известны. Большинство людей слышали, пожалуй, лишь о свитках Мертвого
моря, которые принадлежат значительно более поздней эпохе (ок. 100 года н. э.)
и являются с научной точки зрения намного менее ценными документальными
свидетельствами.
Когда я впервые познакомился с «Текстами пирамид», а это было в 1979 году, то
был крайне изумлен — почему я ничего не знал о них раньше? Разговаривая с одним
из своих каирских друзей, я обнаружил, что и египтяне практически ничего не
знают об этих текстах. Что касается меня, то я сразу понял их особую важность и
постарался изучить «Тексты» как можно более внимательно. Но вскоре вынужден был
признать, что в этих «Текстах» встречается много такого, что понять крайне
сложно. Впрочем, и само их открытие являлось довольно таинственным, —
таинственным и курьезным одновременно.
Зимой 1879 года в Каире прошел слух, что внутри маленькой неисследованной
пирамиды в Саккара есть какие-то древние надписи. Разные люди относились к
этому слуху по-разному — одни со скептицизмом и недоверием, другие — с большим
энтузиазмом. Наконец слух достиг ушей профессора Гастона Масперо. Он только
недавно прибыл в Каир для того, чтобы возглавить Французскую археологическую
миссию, и горел желанием сделать в Египте большую карьеру. Опытный археолог и
блестящий филолог, Масперо прекрасно знал, что самые удивительные
археологические открытия начинались именно со слухов и шепота на рынках, и
поэтому предположил, что это — правда. И решил исследовать пирамиду.
Как выяснилось, нашел «Тексты» один араб. Он заметил у самой пирамиды шакала
или пустынную лису со странным, слегка насмешливым выражением морды. У араба
появилось ощущение, что эта встреча не случайна, и его здесь ждали. Шакал
медленно двинулся к северной грани пирамиды, остановился на мгновение у ее края,
а затем скрылся в норе. Араб решил последовать за ним. Нора и привела в
коридор пирамиды. Скоро араб добрался до погребальной камеры и, подняв факел,
увидел, что сверху донизу стены ее испещрены иероглифическими надписями. На
известняке с удивительным мастерством были вырезаны знаки, покрытые затем
краской и позолотой.
Есть некоторая ирония в том, что это открытие было сделано благодаря шакалу. В
Древнем Египте поклонялись двум богам с головами шакалов, хотя, возможно, оба
они произошли от одного и того же божественного архетипа. Первым, и более
известным, являлся Анубис, который на гробницах всегда изображался наблюдающим
за ритуалом «взвешивания сердца» — посмертной оценкой деяний человека, по
результатам которой выносилось суждение — может ли душа вступить в царство
Осириса. Деревянные скульптуры Анубиса, стоящие в гробницах, охраняли усопшего
фараона; прекрасный экземпляр такой деревянной скульптуры (теперь находится в
Каирском музее) был найден в усыпальнице фараона Тутанхамона, умершего молодым.
Другим же богом с головой шакала был Вепуат, или Упуат, «открыватель путей».
Именно в честь него немецкая группа исследователей назвала своего знаменитого
робота.
Из древних текстов не совсем ясно, какой была принципиальная разница между
Анубисом и Упуатом, но, как отметил Роберт Темпл в своей «Тайне Сириуса»,
Анубис имел какую-то связь с ярчайшей звездой созвездия Большого Пса, Сириусом,
в то время как Упуата египтяне связывали с одной из звезд созвездия Малой
Медведицы. (Шакал еще встретится на нашем пути к разгадке тайны Ориона, и я
расскажу о «своем» шакале, которого увидел в Гизе прямо перед тем, как сделал
свое открытие.)
II
PARLEZ-TOUS FRANCAIS?
Открытие «Текстов пирамид» произошло в не самое удачное время. В конце 1870-х
Египет находился на пороге серьезного народного возмущения, может быть —
гражданской войны, и многие думали, что правление марионеточного правителя
Тевфик-Паши будет недолговечно
[123]
. В Британии уже стоял наготове военный флот для подавления недовольных,
возглавляемых Ахмедом Араби, который угрожал низложить правительство и перебить
|
|