|
в 1880—1882 годах. Ученый использовал самое совершенное оборудование для того,
чтобы выполнить свою работу с величайшей тщательностью. Он обнаружил, что
стороны пирамиды были почти точно ориентированы на магнитные полюса. (Точность
кажется невероятной — отклонение составляет всего три градуса, что меньше, чем
0,06 процентов погрешности.) Он также измерил стороны пирамиды; они составили
230,25 метров на северной стороне, 230,4 на южной, 230,38 на восточной и 230,35
на западной. Таким образом, хотя стороны и не совсем равны, разница в их
значениях составляет только девятнадцать сантиметров, что меньше, чем 0,08
процентов от средней длины.
Такая степень точности как в ориентации, так и в выверенной форме основания,
кажется невероятной, если брать во внимание размеры всего сооружения. Периметр
его — примерно километр, площадь — 53 тысячи квадратных метров, достаточная,
чтобы на ней уместились Собор святого Петра, а также Миланский и Флорентийский
соборы вместе с Вестминстерским аббатством и Собором святого Павла
[86]
. И вряд ли любое из перечисленных сооружений было возведено с той же точностью,
как Великая пирамида. Хотя пирамида содержит несколько погребальных камер, но
пустотелым это сооружение назвать нельзя; его почти полностью заполняют два с
половиной миллиона известняковых плит. Вес каждой в среднем составляет 2,6 тонн,
что дает общую массу в 6,3 миллиона тонн
[87]
.
Мы можем только удивляться мастерству и технологическим достижениям древних
строителей, поскольку, помимо удивительно точной геометрической привязки, они
смогли тщательно отполировать и уложить плиты из белого известняка, доставив их
с другого берега Нила, из карьеров Тура. Судя по плитам, сохранившимся у
подножья на северной стороне пирамиды, они были даже крупнее тех, которые
использовались в центре пирамид; вес каждой составлял около пятнадцати тонн.
Плиты облицовки были сняты арабами в тринадцатом веке (говорят, для
строительства мечетей в Каире). Можно себе представить, как выглядела пирамида
с облицовкой в темной долине под лучами утреннего солнца.
Сейчас не представляет особого труда проникнуть в пирамиду по узкому коридору,
поскольку проложены дорожки с деревянными перилами и металлическими ступеньками.
Внутри стены освещает электрический свет. Такие удобства появились в сороковые
годы, а до этого туристам приходилось сталкиваться с серьезными трудностями.
Вот что писал в 1914 году Р. Д. Успенский:
«Пол очень скользкий; совершенно нет ступеней, если не считать тех
горизонтальных ступенек вверху, которые врублены в полированный камень; на
поверхности ноги разъезжаются на этой полировке. Только тонкийслой песка
удерживает от мысли разбежаться и таким образом доехать на ногах до конца. Меня
ведет вниз, в погребальную камеру, бедуин. В одной его руке — свеча, другой он
придерживает меня. Вы спускаетесь вниз в смешанном состоянии духа. Этот спуск
кажется чересчур долгим — но, наконец, он кончается.»
Конечно, с тех пор и длина этого спуска, и размеры прохода остались теми же:
высота прохода — 1,19 метра, ширина — 1,04, угол наклона — 26 градусов 31
минута 23 секунды к горизонту. Коридор ведет к центру пирамиды, к скалистому
основанию, на котором она покоится, и дальше вглубь на 105,15 метра. Затем он
меняет направление на горизонтальное и идет так 8,83 метра перед тем, как
окончиться погребальной камерой, грубо выбитой в скалистой породе. Назначение
этой камеры неизвестно и до сих пор является предметом научных споров. Камера
осталась незаконченной, и это послужило причиной появления теории, что
первоначально она строилась как погребальная камера фараона, но по какой-то
причине или в связи с изменением плана на ранней стадии строительства
усыпалницу перенесли в саму пирамиду (для этой роли предназначалась
погребальная камера царицы), но позднее и этот план был изменен; строители
проложили еще один коридор (Большую галерею) и соорудили третье помещение
(погребальная камера царя). Считается, что там мумия фараона и находилась,
поскольку именно там стоит массивный саркофаг, хоть в нем не сохранилось ни
одной детали от мумии или принадлежностей, которые сопровождают усопших в
царство мертвых; считается, что камера была разграблена.
Эта теория довольно убедительна, но с точки зрения строительства вызывает много
вопросов. Изменить план в самый разгар строительства подобного рода сооружения
— почти невозможная для решения проблема. Изменить же план дважды кажется
невероятным, в особенности учитывая, что новый план включает прокладку Большой
галереи, которая сама по себе является удивительным примером строительного
искусства, впрочем, как и погребальная камера царя. На наш взгляд все, что было
создано в Великой пирамиде, в том числе и Большая галерея, и погребальные
камеры царя и царицы, соответствует одному первоначальному замыслу.
В наши дни посетителей не пускают в камеру в гранитном основании; через
восемнадцать метров после входа стоит лестница, которая ведет вверх. За ней под
наклоном двадцать шесть градусов на сорок метров тянется коридор. Так же как и
первый ведущий в пирамиду проход, этот коридор направлен строго с севера на юг.
Коридор переходит в Большую галерею, но перед тем, как пойти по ней, вы можете,
совершив небольшое путешествие по горизонтальному переходу, попасть в
погребальную камеру царицы.
|
|