Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Загадочное и Непознанное :: Боги и Люди :: Алан Ф. Элфорд - Боги нового тысячелетия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 246
 <<-
 
прекрасный день увидят, что еще кто-нибудь, подобно Копернику, вещает им истину 
с более высоких вершин, то вряд ли они ответят ему дружелюбным поклоном. Скорее 
они отвергнут вершину истины, назвав ее горой мифов или кучей фантазий.
Итак, мы подошли к самой сущности понятия так называемых мифов и так называемых 
истин. Лучше всего это продемонстрировать, играя в элементарную игру: скажите, 
что из предложенного ниже миф, а что — истина?
• Библейское сказание о божественном сотворении мира.
• Теория Дарвина об эволюции в результате естественного отбора применительно к 
развитию человеческого рода.
• Распространенный в Андах у озера Титикака в Боливии рассказ о том, что люди 
были созданы богами.
Ученый скажет, что научно доказана может быть только дарвинистская теория и, 
следовательно, все остальное — миф. Теологи скажут, что версия о сотворении, 
имеющая хождение в Андах, разумеется, миф, а теория Дарвина, скорее всего, 
обман, ошибка или просто гипотеза и что единственной истиной, разумеется, 
является божественное откровение.

Но в действительности все это совсем не так.
Все
перечисленные выше версии — мифы! Обычно считается, что слово «миф» — синоним 
«вымышленного», но настоящее энциклопедическое определение мифического таково: 
«вымышленные лица или события или такие, реальное существование которых не 
доказано». Но, спрашивается, с чьей точки зрения они являются вымышленными и их 
существование не доказано? Получается, что определение истинности полностью 
зависит от наблюдателя, от его представлений.

Если вы воспитаны в религиозной среде, парадигмы вашего сознания, ваши 
установки будут сильнейшим образом противиться принятию любой идеи, которая 
противоречит установившейся догме, гласящей: «Единый Всемогущий Бог создал нас 
из пыли земной»;

Если же вы воспитаны в духе научного познания и вас приучали искать во всем 
рациональное зерно, то представление о божественном сотворении просто не 
укладывается в ваши понятия о логической, познаваемой картине мира. Возможно, 
дарвинизм, как
общий
принцип, для вас приемлем, но, как мы увидим дальше, он остается весьма 
противоречивым, когда его пытаются применить к эволюции человечества.

Если же вы перуанец и никогда в жизни не читали ни Библии, ни эволюционной 
теории, тогда для вас высшей святой истиной будет легенда древних Анд.

Используя понятие «миф», мы должны постоянно помнить, что понятия меняются со 
временем. В этом отношении показателен пример термина «атеизм». В наше время 
«атеизм» означает убеждение в том, что Бога не существует. Но в древности смысл 
этого слова был совершенно иным. С точки зрения древних греков, живших в 
400–200 годы до РХ, евреи, которые верили в
единого Бога
, были атеистами! И первые мусульмане, веровавшие в единого Бога
Аллаха
, также считались атеистами. А в той же общине их сограждане, как и греки, 
искали покровительства у многих различных богов. Таким образом, понятие атеизма 
менялось в ходе истории.

Никто — по определению — не верит, будто миф — это истина. Если мы определяем 
древние цивилизации по тому принципу, что «тогда верили в мифы», мы поступаем 
очень несправедливо по отношению к ним. Верования этих древних народов 
основывались на представлениях, имевших реальные основания в их историческом 
контексте.
Приведем еще одно определение понятия «миф» из словаря: «…повествования о 
живших в прежние времена сверхъестественных существах. Эти повествования обычно 
описывают возникновение естественных явлений, формирование социальных традиций 
и т. д. и воспринимались тогдашним обществом как подлинная действительность».
Короче говоря, мы именуем эти традиции о сверхъестественных существах (или 
богах) «мифами», и, поступая так, мы демонстрируем свою чудовищную предвзятость.
 Ведь, как мы ухе говорили ранее, в действительности различие между мифом и 
подлинной реальностью коренится в самом сознании наблюдателя и зависит от его 
кругозора и исторического контекста. Каков был кругозор шумеров-горожан, 
которые поклонялись своему пантеону богов и писали о них 6 тысяч лет назад? 
Неужели они выдумывали все эти истории, чтобы «объяснить природные явления»?
Мы не должны считать шумеров кучкой невежественных дикарей — вспомним, что их 
культура и институты настолько схожи с современным западным миром, что подчас 
нам трудно обнаружить различия. Именно шумеры впервые стали пользоваться 
колесом. И это отнюдь не была эпоха «до письменности» — именно шумеры изобрели 
письмо на глиняных табличках.
А что касается их богов, то шумеры верили, что они существовали реально и не 
были мифологическими фигурами. Просто их образ мышления был иным, чем у нас 
сегодня. И какое высокомерие с нашей стороны автоматически полагать, что шумеры 
просто заблуждались!

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 246
 <<-