|
зерно, которое переживет все войны и катастрофы: смутную народную память. Это
мироощущение народа в конечном итоге превратилось в камень и зримо присутствует
во всех «мистических» местах. Сегодня оно и не может быть ничем иным. Места
паломничества, все без исключения, возникали после событий, которые кто-то
пережил или наблюдал: чудеса Девы Марии или поразительные исцеления, целебный
источник или непонятные явления природы. Только после того, как очевидцы были
потрясены случившимся чудом, люди из любопытства начинали посещать подобные
места. Потом появляется первый постоялый двор, первая часовня, первая церковь.
Но всегда на том самом месте, где разыгралось нечто сверхъестественное.
Фундамент архитектурных сооружений основан на мироощущении народа.
В Дельфах побывать нужно. Весь комплекс раскинулся на склонах Парнаса,
окруженный преисполненными покоя горными хребтами. По вечерам ландшафт заливают
каскады красок, света и теней. Павсаний, странствовавший 1800 лет назад,
описывает свои впечатления самыми благоговейными словами и не забывает сообщить
многие (спорные, в том числе) сказания о Дельфах. По его рассказам, 3000 статуй
стояло по обе стороны священной дороги [89]. На каменных стенах у входа в
главный храм были высечены «высказывания семи мудрецов». Древняя мудрость не
потеряла своей актуальности и сегодня:
• Познай самого себя
• Худших везде большинство
• Всё есть учение
• Лови момент
• Лишку ни в чем!
• Поспешай не спеша
• Никто не избежит своей судьбы
Дельфийские храмы неоднократно разрушались в результате землетрясений и
оползней, и каждый раз их вновь восстанавливали на месте прежних руин. Ведь
«бизнес» в Дельфах был просто потрясающий. Пифия, сидевшая на треножнике над
расщелиной в земле, откуда исходил дым, бормотала свои предсказания. По этому
поводу существует множество спекуляций, а недавно геологи обнаружили под землей
в районе храма пустоты, над которыми пролегают углеводородсодержащие слои.
«Подобные формации часто выделяют такие газы, как этилен, метан или
сероводород» [90], и эти газы «приводили пифию в состояние опьянения и
стимулировали ее видения». Не верю ни единому слову. Что действительно
происходило в храме Аполлона, на самом деле никто не знает, хотя занимал этот
вопрос практически всех греческих писателей. Сюда как нельзя лучше подходят
следующие слова: «Мы поговорили обо всем, но так ничего и не сказали».
Греческий историк Плутарх описывает процедуру получения совета у оракула [91],
«но и для Плутарха характерно только то, что считается естественным для всех
жрецов Аполлона: ни слова не разгласить о том, что происходило в доме божьем».
Турист, взобравшийся сегодня по извилистой дорожке вверх по склону, пусть
внимательно присмотрится к фундаменту храма Аполлона. О возрасте мегалитов
говорит здесь каждая трещинка. И, глядя на мощные каменные плиты, устилающие
ныне землю, плиты, на которых раньше стояли колонны, невольно думаешь, а не
платформа ли это для вертолета. Платформа «родом» из VI столетия до Р.Х.
Фундамент (так называемая «многоугольная стена») еще старше. Я советую вам
замереть, присев на ступени дельфийского театра, и попытаться представить
картины прошлого.
С полукруглого амфитеатра видны все Дельфы. Сверху, на склоне, расположена еще
и спортивная арена, — ее, правда, построили в эпоху римского владычества.
Дельфы, раскинувшиеся под вами, представляют собой развалины архитектурных
сооружений. Там когда-то сновали толпы народа — просители и отчаявшиеся, купцы,
политики и посланцы, образованные жрецы и простые ремесленники. И только в
одном все они были единодушны: в своей вере в Аполлона и его силу. Не думаю,
что они верили в оракула. Вероятно, это было такой же помощью в жизни, как наши
сегодняшние гороскопы. Каждый делает из предсказаний только те выводы, какие
хочет сделать.
Внизу стояло 13 статуй богов и героев, располагались сокровищницы сикионийцев,
сифнийцев, фиванцев и афинян. Там были памятники, мраморные колонны и бронзовая
статуя возничего колесницы (сегодня она в музее Дельф). И, конечно же,
16-метровая статуя бога Аполлона перед его великолепным храмом. Павсаний писал,
что первоначально храм Аполлона был бронзовым (металлическим).
И в самом центре, там, внизу, между сокровищницами, храмами, круглыми зданиями
и мраморными колоннами находится странный овальный камень с двумя золотыми
орлами по бокам. На нем выгравирована сеть запутанных линий, большинство из
которых перекрещивается на одинаковом расстоянии. Это омфал — он символизирует
пуп земли. Копия этого камня (уже римской эпохи) выставлена сегодня в
дельфийском музее (см. цветные вклейки). У оригинала омфала переплетенные линии
были украшены драгоценными камнями. Благодаря этому каменному изваянию Аполлон,
или жречество, или, как говорю я, «ставшая камнем мифология» намеренно или
случайно попали точно в цель.
Хочу напомнить то, о чем я писал в 1979 г. в книге «Пророки прошлого» [19].
В 1974 г. в Афинах я делал доклад, во время которого мне бросился в глаза
лысеющий господин с седыми висками, старательно конспектирующий мои слова.
После доклада он подошел ко мне и очень вежливо поинтересовался, а знаю ли я,
что расстояния между большинством греческих святилищ подчиняются строгим
математическим закономерностям.
Я хмыкнул и заявил, что мне трудно в это поверить, потому что древние греки не
владели искусством геодезических измерений. К тому же храмы находились на
значительном расстоянии друг от друга, и, наконец, горы не позволяли увидеть с
|
|