|
точно никто ничего не знает. В настоящее время в Эпидавре ведутся
реставрационные работы, и после их окончания все бывшие до сих пор «в
употреблении» гипотезы могут быть опровергнуты.
Итак, что же происходило в Эпидавре тысячелетия тому назад? Вереницы
искалеченных и больных неделю за неделей тянулись к этой античной святыне. Там
располагался постоялый двор на 150 комнат, многочисленные храмы, общественные
бани, спортивная площадка, а позднее еще и театр на 20 000 мест. Сегодня театр
отреставрирован, и акустика в нем настолько великолепна, что даже туристы,
сидящие в верхних рядах, слышат слова своего экскурсовода, произнесенные
негромким голосом. Центр, в котором располагалось святилище, назывался Абатон
(«непреступаемый») [73]. После того как пациенты передавали жрецам свои
жертвенные дары и принимали участие в определенных церемониях, их направляли в
здание исцеляющего сна 80-метровой длины, расположенное в Абатоне. Там
регулярно происходили чудесные исцеления. Откуда обо всем этом известно спустя
2500 лет, спросите вы? Выздоровевшие пациенты поручали сведущим в письме
увековечить на каменных и мраморных табличках факт их исцеления и благодарность
богам. Еще и сегодня многие из этих табличек висят в святилище, а также в
маленьком музее Эпидавра. Большинство из них обнаружили при раскопках
1882–1928 гг. в земле Абатона. Так что же представляли собой те исцеления или
даже чудеса? Вот несколько примеров из «благодарственных писем»:
«Амброзия Афинская, одноглазая. Пришла просительницей к богу. В святилище
проходя, смеялась и за невозможное считала, что становятся здоровыми слепые и
параличные. После того как поспала она в священных покоях, вышла оттуда она
двумя глазами все видя».
«Эвгипп заснул в святилище. 6 лет мучал его застрявший в колене наконечник
копья… Когда день новый наступил, вышел здоровым оттуда».
«Геригодикс из Аампсакоса, телом парализованный. Исцелил Асклепий его, когда
тот уснул в святилище. Повелел ему бог: когда выйдет, самый большой камень, что
найдет, к святилища стенам принесть. Что тот и сделал. По сей день камень лежит
пред святилищем».
«Алкет Халнейский. Был он слеп и заснул в святилище. Когда день наступил, вышел
здоровым оттуда».
«Арате Лаконийская, водянкой недужна. За нее спала в святыне мать ее, в то
время как сама она в Аакедемоне была и видела сон… Когда в Лакедемон мать
воротилась, была здорова дочь ее. Такой же точно сон и мать видала».
«Эуфаний, ребенок из Эпидавра, пострадал от камня. Пока он спал, спросил его
бог во сне: „Что дашь ты мне, коль исцелю тебя?“ Ребенок отвечал: „10 камушков“.
Бог засмеялся, излечить его обещая. На следующий день был Эуфаний здоров».
«Эпиний на дерево влез, чтоб взглянуть в окно Абатона. Упал с дерева он на
острые камни и глаза повредил. Ослепши, бросился в Абатон и взмолился богу.
Излечили его».
«Аристокрит Халиейский. Сын его в море купался, да бесследно пропал. Заснул
отец его, не сумевший мальчика найти, в святилище Асклепия. Когда оттуда он
вышел, мальчика нашел невредимым».
На табличках Эпидавра запечатлено около 70 чудесных случаев исцеления и помощи.
Можно сказать, что в этом нет ничего особенного, ведь подобные истории
происходят и сегодня в католических паломнических святынях — в Лурде во Франции
или Фатиме в Португалии. А исцеленные благодаря чуду пациенты ведут себя точно
так же, как вели себя люди тысячелетия назад. Их благоговение и благодарность —
того же качества. Об этом свидетельствует великое множество табличек во всех
местах паломничества на земном шаре.
В чем сходство чудесных исцелений до Христа и сегодняшних чудес? Каждый, кто
был свидетелем чудесного исцеления сегодня, от всего сердца убежден в том, что
к данному чуду приложили руку Иисус, Мария или как минимум какой-то
христианский святой. В Эпидавре не было никаких христианских чудотворцев,
которых можно было бы попросить о помощи. Тогда кто или что стало причиной
публичных исцелений? Становится ясно, что для неожиданных и чудесных исцелений
никакой христианской веры не нужно. В Эпидавре верили в Аполлона и Асклепия и,
несмотря на это, становились здоровыми.
Итак, остается просто вера, глубокое внутреннее убеждение, запускающее в ход
процесс исцеления. Во всех святых местах, тысячелетней ли давности или
сегодняшних, исцеляло только самовнушение, да и массовое внушение тоже. Сегодня
молятся вместе, сообща участвуют в процессиях и слушают мессы. Раньше
проводились публичные жертвоприношения, все вместе вдыхали ароматы благовоний
(сегодня — ладана), слушали игру на флейтах (сегодня — на органе) и поклонялись
божествам. При этом мысли концентрируются на соответствующей точке, и сознание
вскоре перестает воспринимать окружающий ми и повседневные заботы. Сегодня это
называется аутогенным тренингом или медитацией, хотя данный процесс очень стар
и практикуется во всех религиях мира.
В любом месте поклонения святыням взгляд толпы фокусируется на
одной-единственной точке — алтаре или статуе Мадонны. Общее, единое для всех
сознание «отключается», и люди впадают в некое «гипнотическое отсутствие». Это
групповое переживание может ощутить каждый. Тоска по чуду порождает среди
абсолютно незнакомых людей взаимоотношения, которые стирают любые комплексы,
даже стыд перед жалобами и плачем. Мне часто доводилось наблюдать все это:
участники ежедневных процессий к источнику Лурда проникались чувством
глубочайшего доверия друг к другу. Здесь, у цели всех надежд и упований,
хочется одного — избавиться от страдании. Эти почти экстатические эмоции в
|
|