|
правнуком Зевса и прекрасной Ио. К этому можно еще добавить, что Бел был сыном
Посейдона, брата Зевса.
Эти многочисленные «связи» богов с Олимпа указывают, по всей вероятности, на
смешение крови автохтонов Греции с представителями другой, «лучшей» расы,
которые завоевали когда-то греческую и египетскую земли. Таким образом, когда
речь идет о детях Зевса, мы можем считать их детьми автохтонки и представителя
«народа господ». Такое объяснение совпадало бы также с рассказом Геродота о
романе Ио с капитаном финикийского корабля. Брак дочери египетского царя Эпафа
Ливии с Посейдоном можно было бы истолковать как смешение египетской крови с
кровью атлантов, если считать Посейдона царем Атлантиды. Подобным образом можно
объяснить происхождение Геракла и другие «проделки» Зевса начиная с Ниобы до
Алкмены.
Эта «теория» не противоречит тому, что Солон услышал от жрецов в Саисе. Ведь
греческое и египетское государства, по их словам, основала все та же богиня
Афина, дочь Зевса: «... ваш (город) тысячью годами прежде, взяв для вас семя от
Геи и Гефеста, а здешний после».
Таким образом, подойдя более «либерально» к генеалогической таблице и приняв
хотя бы некоторых из указанных героев за целую династию, период от Форонея до
Троянской войны можно подобно гармошке растянуть на несколько тысячелетий.
Именно так некоторые комментаторы объясняют шесть дней, в течение которых —
согласно Ветхому Завету — был создан мир.
Интересные сведения оставил Аристотель в одном из своих трудов — «Конституции
фигеанцев», не сохранившейся, к сожалению, до наших времен. Это сообщение мы
находим у Аполлония Родосского, который жил на сто лет позднее. Аполлоний в
своем труде «Аргонавтика» ссылается на «Конституцию», где Аристотель утверждает,
что пеласги имели больше прав на Аркадию (Фагея была городом в Аркадии), чем
прибывшие позже эллины, поскольку они жили там еще тогда, «когда не все
небесные тела обращались на небе, раса данайцев не была еще известна, а страной
пеласгов еще не правили сыновья Девкалиона. Тогда-то, как говорят, жили здесь
только апийские аркадийцы в горной части страны, питаясь желудями, как в те
времена, когда на небе Луны еще не было».
Это повторяет также Плутарх, добавляя, что одного из царей Аркадии называли
Проселеном, что означает «более древний, чем луна», а тогдашних жителей Аркадии
— проселенидами.
Кем же были эти апийские аркадийцы? Слово apis (разумеется, не следует путать с
египетским священным быком Аписом, связанным с культом Осириса) происходит от
слова apios — отдаленный. По отношению к Аркадии оно имеет еще одно значение.
Некоторые греческие авторы (например, Эсхил) Аркадию и даже весь Пелопоннес,
частью которого она была, называли Апиа, что означает «страна груш». Это дерево
было там предметом культа и использовалось в качестве материала для статуй
богов. Дикорастущая груша была в Аркадии как бы «деревом луны», возможно оттого,
что свет луны напоминала окраска ее цветов. Здесь мы можем только отметить
некую особую связь Аркадии с Луной.
Имя Апис носил также брат Ниобы, сын Форонея, основатель первых городов в
Арголиде и родоначальник пеласгов. Следовательно, «апийский» может означать и
«один из первых аркадийцев».
Однако Беллами («The Atlantis Myth») усматривает в определении «апийский» связь
со скифами — народом, жившим севернее Дуная и Черного моря. На языке скифов Апи
— это имя богини земли, которая соответствует греческой Гее.
Следует также пояснить, кого имел в виду Аристотель, говоря о данайцах. Обычно
данаидами называют пятьдесят дочерей царя Аргоса Даная — сына египетского царя
Бела из рода Зевса и Ио. Данаид против их воли выдали замуж за сыновей
египетского царя Эгипта, брата Даная, и по приказу отца каждая из них, за
исключением Гиперместры, убила своего мужа. Миф этот указывает на древнее
родство греков с египтянами, однако не об этом идет речь в легенде о
проселенидах. Можно было бы также считать, что в данном случае имеются в виду
потомки Данаи, возлюбленной Зевса, которая родила Персея и из рода которой
происходил Геракл. В религии шумеров Данае соответствовала богиня Луны Дам-Кина,
а у иудеев — Динах. Но Беллами указывает, что с этимологической точки зрения
термин «данайцы» означает «сухие люди » в отличие от пеласгов — «людей моря».
Это противопоставление «сухих» «мокрым» указывает на связь с потопом. Первые
жили в Аркадии до потопа, а вторые — после.
«Проселениды» упоминаются также в некоторых других греческих мифах. Согласно
преданиям Беотии, человека создал не Прометей. Люди стихийно возникали из земли,
как самый совершенный ее плод. А первым человеком был Алалкоменей. Он появился
в окрестностях озера Копаидского «во времена, когда еще не было Луны», был
советником Зевса в одной из его ссор с Герой, а также опекуном его дочери Афины,
тогда еще маленькой девочки.
Вопрос о проселенидах недавно вновь возник в атлантологии в связи с теорией
«захвата Луны Землей», согласно которой Луна прежде обращалась вокруг Солнца,
будучи одной из планет. Ее приближение к Земле вызвало приливы, до тех пор на
Земле не наблюдавшиеся, а «захват» Луны, т. е. изменение ее орбиты таким
образом, что она начала вращаться вокруг Земли, привело к смене конфигурации
материков и морей на поверхности нашей планеты, в результате чего Атлантида
оказалась под водой. К этому стоит добавить точку зрения греческого математика
и астронома V в. до н. э. Анаксагора, который считал, что Земля возникла раньше,
чем Луна. Сейчас трудно установить, на чем он основывал свое утверждение.
Возможно, именно на легендах о проселенидах, хотя известно, что к мифам он
относился критически. Анаксагор имел смелость заявить вопреки всеобщим
представлениям, что Солнце — это не бог, а просто раскаленный камень, за что в
|
|