|
наибольшую ценность у людей того времени» — мифический орихалк.
Для всех животных, населявших землю, озера и болота, там хватало корма, даже
для «по природе величайшего и самого прожорливого животного» — «многочисленной
породы слонов».
«Далее, и плод мягкий, и плод сухой, который служит для нас продовольствием, и
все те, что мы употребляем для приправы и часть которых называем вообще овощами,
и тот древесный плод, что дает и питье, и пищу, и мазь, и тот с трудом
сохраняемый плод садовых деревья ев, что явился на свет ради развлечения и
удовольствия, и те облегчающие от пресыщения, любезные утомленному плоды, что
мы подаем после стола, и все это остров, пока был под солнцем, приносил в виде
произведений удивительно прекрасных и в бесчисленном множестве».
В середине острова, во дворе царского дворца, находился храм Посейдона и Клито,
главный храм и место ежегодных жертвоприношений. Этот храм был отделан изнутри
и снаружи золотом, орихалком, слоновой костью и полон всяческих богатств. Около
храма стояли золотые статуи жен и потомков первых десяти царей, которых на
протяжении столетий набралось бесчисленное множество.
Весь храм снаружи был покрыт серебром и золотом. Внутри его возвышалась статуя
Посейдона, о которой Платон пишет, что «внешность же его представляла что-то
варварское». «Воздвигли также внутри золотых кумиров — бога, что, стоя в
колеснице, правил шестью крылатыми конями, а сам, по громадности размеров,
касался теменем потолка, и вокруг него плывущих на дельфинах сто нереид...»
Питьевая вода и вода из горячих ключей подавались через водопровод.
Водохранилища были окружены строениями и деревьями. Излишки воды отводились в
каналы, окружавшие центр острова. По берегам каналов стояли прекрасные здания
из белого, красного и черного камня. Не были забыты и водоемы для купания:
«Одни были под открытым небом, другие — крытые, для теплых на зимнее время ванн,
особые — царские и особые — для частных людей, отдельные же для женщин и
отдельные для лошадей и прочих рабочих животных, причем дали каждому
соответствующее устройство».
Было там также много «садов и гимназий и для мужчин, и особо для лошадей».
Климат на острове был теплый, горы защищали его с севера от холодных ветров.
Урожай собирали два раза в год. Весь остров подобно столице был покрыт системой
каналов, которые не только снабжали его водой, но и служили прекрасными путями
сообщения.
В портах было множество народа. «Арсеналы наполнены были триремами и все
снабжены вдосталь нужным для трирем снаряжением... Но перешедшему за гавани, а
их было три, встречалась еще стена, которая, начинаясь от моря, шла кругом
везде на расстоянии пятидесяти стадий
[5]
от большого кольца и гавани и замыкала свой круг при устье канала, лежавшем у
моря. Все это пространство было густо застроено множеством домов, а водный
проход и большая из гаваней кишели судами и прибывающим отовсюду купечеством,
которое в своей массе день и ночь оглашало местность криком, стуком и смешанным
шумом».
Войско атлантов состояло из сухопутных и морских сил. Огромная армия
располагала 10 тыс. парных упряжек и 60 тыс. более легких колесниц. Вооружение
состояло из луков, пращей, а также копий. В состав морских сил входили 1200
кораблей с 240 тыс. матросов. Вся армия состояла из девяти корпусов, что
соответствовало девяти царствам, подчиненным главному правителю.
Долго пришлось бы говорить и о государственном устройстве. Мы ограничимся лишь
упоминанием о том, что атланты всегда соблюдали законы, введенные Посейдоном.
Они были начертаны на орихалковом столбе и хранились в храме Посейдона, чтобы
каждый мог их прочесть. Возле храма происходили суды и обсуждались общие дела.
Прежде чем творить суд, на алтарь приносили жертву и торжественно клялись, что
будут судить «по начертанным на столпе законам». И лишь после трапезы и
возлияний, когда жертвенный огонь начинал угасать, приступали к обсуждению или
суду. На рассвете приговоры заносили на золотую доску, которую также в качестве
жертвы оставляли в храме.
Закон запрещал царям поднимать оружие друг против друга и обязывал их оказывать
взаимную помощь, если бы кто-либо «задумал истребить царский род», «...сообща,
подобно предкам, принимали они решения относительно войны и других предприятий,
предоставляя высшее руководство роду Атласа. И царь не властен был приговорить
к смерти никого из родственников, если более половины царей, из числа десяти,
не будут на этот счет одного мнения.
...В продолжение многих поколений, пока природы божьей было в них (людях тех
мест) еще достаточно, они оставались покорны законам и относились дружелюбно к
родственному божеству. Ибо они держались образа мыслей истинного и
действительно высокого, выказывая смирение и благоразумие в отношении к обычным
случайностям жизни, как и в отношениях друг к другу. Оттого, взирая на все,
кроме добродетели, с пренебрежением, они мало дорожили тем, что имели, массу
золота и иных стяжаний выносили равнодушно, как бремя, а не падали наземь в
опьянении роскоши, теряя от богатства власть над самими собою; нет, трезвым
умом они ясно постигали, что все это вырастает из общего дружелюбия и
добродетели, а если посвящать богатству много забот и придавать большую цену,
рушится и само оно, да гибнет вместе с ним и то. Благодаря такому взгляду и
сохранявшийся в них божественной природе у них преуспевало все, на что мы
раньше подробно указывали. Но когда доля божества от частых и обильных смешений
со смертною природой в них наконец истощилась, нрав же человеческий одержал
|
|