|
столичного города и из других городов, над которыми господствовала Атлантида.
К услугам царей здесь было два источника-родника — один с теплой, а другой с
холодной водой. Она, имевшая удивительный вкус и обладавшая целительными
свойствами, отводилась в водоемы и к священной роще Посейдона — группе разных
пород деревьев необыкновенной красоты и высоты.
Благодаря постоянным доработкам правителей, старавшихся превзойти
предшественника, здание дворца превратилось в поразительное по величине и
красоте сооружение. Так было устроено место, в котором жили цари Атлантиды.
От моря до самого последнего из трех водных колец столицы, ширина которых
соответственно составляла примерно 100, 200 и 300 метров, атланты прорыли канал,
ширина которого была около 100 метров, глубина составляла более 30 метров и
длина — порядка 5 километров. Этим самым в первом от моря и наиболее широком
канале была создана большая гавань, постоянно заполненная кораблями, на которых
отовсюду прибывали купцы в таком множестве, что здесь днем и ночью постоянно
слышался говор, шум и стук.
Грозную силу представляло собой войско атлантов. Их флот, например, состоял из
1200 кораблей и 240 тысяч моряков. Правда, трудно представить себе флот из
более чем тысячи кораблей, а четверть миллиона моряков — это слишком много даже
для всей страны Атлантиды.
Ведь в те древние времена, когда, по современным представлениям, население всей
Земли составляло все лишь несколько миллионов человек, на долю Атлантиды могло
приходиться не более двух-трех миллионов жителей. Да и с кем мог воевать такой
большой флот? Впрочем, послушаем дальше Платона.
Далее в диалоге Критий описывает «природу сельской местности и каким образом
она была устроена». Как уже отмечалось, весь этот край находился очень высоко
над уровнем моря. Равнина, окружавшая город, сама находилась в окружении гор.
Длина по периметру этой четырехугольной площади составляла примерно около
тысячи километров (10 000 стадиев). Каждый участок равнины «должен был
поставлять одного воина-предводителя, причем величина каждого участка была
десять на десять стадиев, а всего участков насчитывалось шестьдесят тысяч; а то
несчетное число простых ратников, которое набиралось из гор и из остальной
страны, сообразно числу участников распределялось между предводителями».
Как видим, и сухопутная армия Атлантиды может быть охарактеризована лишь с
помощью фантастических цифр. Она насчитывала более 700 тысяч человек. Это под
силу только очень крупной современной державе. Поэтому приведенные данные могут
свидетельствовать только об одном: цифры Платона явно завышены, примерно в 100
раз! Впрочем, это только наше предположение и доказать его не представляется
возможным. А поэтому нужно верить Платону…
Законы в Атлантиде были установлены в соответствии с предписанием бога
Посейдона и начертаны «первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в
средоточии острова — внутри храма Посейдона». В этом храме все десять царей
Атлантиды собирались раз в пять-шесть лет, чтобы «совещаться об общих заботах,
разбирать, не допустил ли кто-нибудь из них какого-либо нарушения, и творить
суд». Перед тем как приступить к суду, они, вооруженные только палками и
арканами, отлавливали в роще при святилище Посейдона быка, затем его «подводили
к стелле и закалывали над его вершиной, так чтобы кровь стекала на письмена»,
приносили соответствующую клятву и «усаживались на землю при клятвенном
огневище и ночью, погасив в храме все огни, творили суд и подвергались суду,
если кто-либо из них нарушил закон».
Однако «унаследованная от бога доля ослабела, многократно растворяясь в
смертной примеси, и возобладал человеческий нрав, тогда они оказались не в
состоянии долее выносить свое богатство и утратили благопристойность».
Правители Атлантиды потеряли самую прекрасную свою ценность, хотя и «казались
прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная
жадность».
«И вот Зевс, бог богов, блюдущий законы, хорошо умея усматривать то, о чем мы
говорили, помыслил о славном роде, впавшем в столь жалкую развращенность, и
решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию.
Поэтому он созвал всех богов в славнейшую из своих обителей, утвержденную в
средоточии мира, из которой можно лицезреть все причастное рождению, и
обратился к собравшимся с такими словами…»
Этими строками о Зевсе и его каре обрывается диалог «Критий», то есть он
остался незаконченным.
Нам никогда не узнать точно, что же хотел сказать Платон этой незавершенной
фразой. Вскоре после этого Платон скончался.
Небезынтересно в данном случае отметить, что диалог «Критий» не был последней
работой философа: вслед за ним были написаны «Законы». Значит, несостоятельной
является версия о том, что диалог «Критий» не окончен из-за нехватки Платону
времени на эту работу. Вероятней всего окончание диалога было впоследствии
утеряно, как это произошло и с некоторыми другими работами Платона.
Из того, что рассказано об Атлантиде в «Тимее» и начале «Крития», мы все же
знаем, что последние слова Зевса предопределили судьбу этой легендарной страны.
Зевс, согласно древнегреческим мифам, не раз налагал кару на род человеческий.
Достаточно вспомнить Девкалионов потоп, попытку Зевса уничтожить старый род
людей и «насадить» новый. Троянская война по своей сущности тоже есть следствие
мольбы Матери-Земли, Геи, к Зевсу покарать людей за их нечестие.
Зевс направил на Атлантиду свои карающие молнии, в результате чего эта
страна-остров скрылась навсегда в пучинах моря… Бог богов Зевс жестоко карал,
когда речь шла о том, чтобы сделать людей «более умеренными и мудрыми»!
|
|