|
(и продолжает уничтожать) там свидетельства о древнем населении. Однако из
этого не следует, что их нет вовсе. Единственное, что мешает нам получить
сведения о земледельцах Сахары в необходимой полноте, — практически полное
отсутствие деятельности археологов в этом громадном регионе.
Таким образом, следы «доисторических» земледельцев есть, и, уж во всяком случае,
существуют огромные районы суши (и моря!), без археологического исследования
которых историки и антропологи не должны однозначно лишать рассказ Платона
права на достоверность.
Ученые очень боятся также поверить в умопомрачительные цифры, описывающие
историческую память древних цивилизаций. Майя или древние индусы оперировали
сроками в миллионы лет. Китайцы, египтяне и вавилоняне — в сотни тысяч. Все это
кажется издевкой над современными историческими знаниями и трактуется как
астрономические спекуляции — не более чем.
Однако в хроники, составленные египтянами или ассирийцами, входили не только
описания царских династий, где каждый правитель, обладая завидным долголетием,
находился у власти в течение сотен лет, но и информация о периодических
катастрофах, происходивших на Земле. Мы можем осторожно подходить к сообщению
вавилонского историка Бероса о том, что древнейшие цари Месопотамии, правившие
до потопа (случившегося, по его словам, за 33 500 лет до походов Александра
Македонского), пребывали у власти в течение 3600 лет каждый. Однако когда
философ Ямвлих Халкидский говорил, что ассирийцы «сохраняли записи не только в
течение 270 000 лет, как утверждает астроном Гиппарх, но действительно хранили
сведения о всех мировых катастрофах и о циклах планет…», то он имел в виду иную
историю, историю Земли со всеми ее климатическими катаклизмами за более
обширный период времени, чем мы себе это представляем.
«Федон»
В диалоге Платона «Федон» есть интересный фрагмент, который неоднократно
пытались сочетать с его мифом об Атлантиде. За считанные часы до своей смерти
Сократ, беседуя с друзьями и учениками, рассказывает о том, что собой
представляет Земля на самом деле. Он утверждает следующее:
«Говорят… что самая земля, если смотреть на нее сверху, походит на
двенадцатигранный кожаный мяч, раскрашенный цветами, образчики которых суть
краски, используемые живописцами; только там из подобных, даже из гораздо более
прекрасных и чистейших красок состоит вся земля. Там иная ее часть пурпурная,
красоты удивительной, иная — златовидная, а иная так бела, что белее гипса и
снега. Есть на ней и другие цвета, причем в гораздо большем количестве и
превосходнее тех, которые мы видим. Да и самые эти впадины ее, полные воды и
воздуха, блистают какою-то пестротой цветов, так что в единстве ее вида
является непрерывное разнообразие.
Если же земля такова, то таковы же на ней и растения, то есть деревья, цветы,
плоды; таковы же на ней и горы, по своей гладкости, прозрачности, отличному
цвету, и самые камни, — и их-то частицы суть любимые у нас камешки: сердолик,
яспис, смарагд и другие подобные. Там нет ничего, что было бы хуже их, напротив,
все гораздо лучше, — и причина в том, что эти камни чисты, не изъедены и не
повреждены, как здешние, гнилью, солью и всем, что сюда стекается и сообщает
безобразие и болезни камням, животным и растениям.
Украшаясь всем этим, та земля украшена еще золотом, серебром и иными подобными
вещами. Там рождается очень много всего этого, в больших массах и по всей земле,
отчего она представляет собой зрелище, достойное блаженных созерцателей.
На той земле есть и множество прочих животных, есть и люди, из которых одни
обитают в средиземье, другие — около воздуха, как мы — вокруг моря, а иные — на
островах, лежащих близ твердой земли и окруженных воздухом. Одним словом, то,
что у нас вода и море для нашего употребления, то у них воздух, а что у нас
воздух — то у них эфир. Времена же года так уравновешены, что те люди не
подвергаются болезням, живут гораздо дольше, чем здешние, и во столько выше нас
зрением, слухом, обонянием и прочими чувствами, во сколько раз воздух чище воды,
а эфир — воздуха. Есть у них там также святыни и храмы богов. И в этих храмах
действительно обитают боги, случаются божественные откровения, предсказания,
видения и общение людей с богами. А Солнце, Луну и звезды они видят в самой их
природе и, сообразно с этим, наслаждаются всяким другим блаженством.
Таково-то все на той земле и около той земли!..»
Наш человеческий род живет во впадинах этого двенадцатигранника,
[41]
подобно обитателям морского дна, считающим море небом. Мы полагаем, «будто
живем на поверхности, воздух называем небом и представляем, что звезды текут
именно по этому небу…».
Это место в «Федоне» не один раз привлекало внимание тех ученых, которые
стремились доказать, что рассказ об Атлантиде — всего лишь мифологическое
продолжение платоновских рассуждений об утопическом государственном устройстве.
Обитателей «подлинной земли» они сравнивают с атлантами и обнаруживают
|
|