|
Интересная работа, интересные люди, интересное время. Измерения на памятнике и
на линии горизонта принесли свои плоды: обнаружилась пригоризонтная
обсерватория на восемнадцать событий Солнца и Луны прекрасной сохранности и
гениальной компоновки. Материал был столь хорош, что позволял датировать
памятник и всю петровско-синташтинскую культуру методом Локьера (абсолютные
астрономические даты) – 2800 г. до н.э., что, ко всеобщему неудовольствию,
оказалось на 1000 лет старше археологических дат.
Это сейчас легко говорить об археоастрономии, когда в Москве прошли уже две
международных конференции по археоастрономии и Институт археологии РАН выпустил
у себя специальную инструкцию о том, как эти странные обсерватории отыскивать.
А вот десять лет назад подобное было немыслимо и крайне неприлично.
Обсерватория Стоунхенджа и все астрономические «штучки» в археологических
кругах вызывали аллергическую реакцию.
Напротив, астрономы отнеслись к археоастрономическим изысканиям автора
принципиально иначе: с интересом и желанием разобраться в деталях. Автор имел
честь и удовольствие представлять обсерваторию Аркаима на союзной конференции
по галактикам в Коуровке (обсерватория Уральского университета), на
астрометрическом семинаре в Пулково, в институте теоретической астрономии РАН
(в те времена еще АН СССР), Институте истории естествознания и техники АН СССР
(Ленинградский филиал) и в Государственном астрономическом институте им. П.К.
Штернберга в Москве. Все это случилось в давнем 1991 г. Тогда астрономы работу
одобрили, исследования поддержали, к публикации рекомендовали и, что не менее
важно, квалификацию автора проверили и подтвердили. Поддержки астрономов
хватило только на один полевой сезон – последний сезон работы автора с
теодолитом на Аркаиме. Однако исследование зашло так далеко, что приобрело
необратимый характер, начало развиваться стремительно, открывая все новые и
новые горизонты тайны и увлекая все дальше и дальше от скучной официальной
картины истории.
Реакция историков-археологов понятна. Автор не является историком по
образованию и не делал карьеру в их элитной отрасли. Результаты его
исследований приходят в явное и неустранимое противоречие с устоявшимися
положениями исторической науки относительно эпохи бронзы Урала, а потому,
квалифицируются только как наглый дилетантизм и самозванство, со всеми
вытекающими отсюда оргвыводами.
Автор действительно не историк-археолог и не претендует на это высокое и
загадочное звание. Более того, он не пытался раньше, не пытается и сейчас и не
планирует в будущем заниматься археологией. Его работа начинается там, где
заканчивается компетенция археологов.
Археоастрономические исследования Аркаима, обнаружившие обсерваторию, принесли
несколько неприятных для историков результатов. Чего стоит одна только
абсолютная дата – 2800 г. до н.э. Если учесть, что радиоуглеродные даты
памятников петровско-синташтинской культуры синхронны радиоуглероду
Стоунхенджа-I, который датируется сейчас уже XXXI в. до н.э., то нужно
соглашаться с мнением о том, что абсолютная хронология уральских, да и вообще
северо-евразийских, древностей, далека от совершенства и вопрос о возрасте
следует считать открытым. При этом относительные датировки (которые могут быть
любыми) и стратиграфические отношения археологических культур сомнению не
подвергаются – серьезных оснований для этого пока нет. Тем не менее абсолютную
дату 2800 г. до н.э. для Аркаима и Синташты историки замечать отказываются.
Однако они спокойно относятся к «калиброванному радиоуглероду» Батая
(эниолитическая культура, предшествующая петровке-синташте) – XXXV в. до н.э. и
Варфаломеев с Ташково-1 (неолит Волго-Уральского междуречья и Среднего
Зауралья) – 44 в. до н.э. Такой абсолютный возраст неолита и энеолита Урала
однозначно требует, чтобы петровка-синташта была в XXVIII в. до н.э.
Археоастрономия, наука экзотическая и редкая, а обсерватория Аркаима не так
важна, чтобы возводить ее в ранг мировых культурных достижений – обсерватории в
древности были обычны и многочисленны. Широкой общественности неинтересно знать
интимные подробности восходов и заходов Солнца и Луны на горизонте маленькой
уютной долины в глухой азиатской степи. А судьба незадачливого исследователя
аркаимовских восходов и заходов должна волновать, прежде всего, его самого. Но
вот незадача: на Аркаиме обнаружились и другие странные и даже экстраординарные
свойства. Там есть геометрия, математика, геодезия, метрология, анатомия,
календари, космология и прочая мифология. Вот эти-то свойства скромных руин в
Брединском районе Челябинской области и имеют общеисторическую, общекультурную
и даже общечеловеческую ценность. Уже десять лет они не дают покоя и занимают
все время, все силы и являются предметом настоящего исследования, а их описание
составляет содержание этой и еще целого ряда книг, на публикацию которых автор
хотел бы рассчитывать не в очень отдаленном будущем. В одной, даже большой и
сложной книге такой материал разместить невозможно.
Археологи, разумеется, имеют свое представление об открытой ими
петровско-синташтинской культуре. Все, кто имеет к этому предмету отношение,
уже высказали свое авторитетное мнение. Их мнения опубликованы, и желающие
могут узнать научную точку зрения из первоисточников. Переводя на популярный
язык эти трудночитаемые тексты, их содержание можно коротко пересказать
следующим образом. «Аркаим», «Синташта» и еще около двух десятков объектов,
найденных на юге Челябинской области, признаны единой археологической культурой
эпохи Средней Бронзы, т.е. они создавались в одно короткое время (около 200
лет) и одним народом.
Называется эта культура по-разному: петровско-синташтинская, синташтинская
(синташта), протогородская цивилизация Южного Урала, Страна Городов. Никаких
|
|