|
проболел полтора месяца и настолько исхудал и обессилел, что ему дали для
поправки здоровья отпуск на два месяца.
Петров поехал в Трубчевск, отдохнул в родном доме, рассказал матери и сестрам о
своих мытарствах. По возвращении в Астрахань он все же был уволен из армии по
состоянию здоровья и опять вернулся домой.
Свершилась Октябрьская революция. Страна бурлила, все пришло в движение, не
всегда прямолинейное. Людям, не имевшим установившихся политических взглядов,
четкого представления о совершающихся событиях, трудно было определить, куда
податься, к кому примкнуть. Все партии вроде бы ратовали за хорошую жизнь, за
благополучие и процветание отечества. А кто прав, чей путь борьбы по-настоящему
справедлив? Это понять в вихре событий было не так-то просто.
Одним из тех, кто решал для себя этот сложный вопрос, был Иван Петров. «Имея
общее представление о политической жизни страны, многое не понимал и, в
частности, в период Октябрьского переворота, вернее в период заключения мира с
немцами, я был против мира, – писал позднее Иван Ефимович в автобиографии. – Но
нигде никогда ни в какие организации, враждебные Советской власти, не вступал и
никакого общения с таковыми не имел».
Когда в 1918 году в результате срыва переговоров в Брест-Литовске кайзеровские
войска перешли в наступление и фронт стал приближаться к Трубчевску, Петрову
было ясно только одно – надо защищать Родину. Он решил немедля вернуться в свой
полк в Астрахань, где, по его предположению, должны были формироваться части
для отпора врагу.
По дороге в Астрахань Петров встретил в Сызрани сослуживцев по полку. Теперь
эти его товарищи служили в Красной Армии. Они рассказали ему о делах в тылу и
на фронте, о тех изменениях, которые произошли в их личных убеждениях. Взвесив
все, Петров тоже решил добровольно вступить в Красную Армию и вместе с друзьями
отправился в Самару.
Именно здесь, в рядах Красной Армии, в общении с народом, поднявшимся на защиту
Советов, в беседах с друзьями, лучше него разобравшимися в том, что происходит
в мире, бывший прапорщик Петров вдруг обнаружил, что дело преобразования России,
которое вершат большевики, настолько ему близко и настолько желанно, что
является и его личным стремлением, он думал о таких преобразованиях, мечтал о
них и просто раньше не мог так четко и ясно сформулировать свои мысли. Сделав
это открытие, Петров в первый же месяц службы в Красной Армии вступает в партию
большевиков. В мае того же 1918 года он уже как убежденный коммунист подавлял в
Самаре восстание анархистов. Затем в составе 1-го самарского коммунистического
отряда дрался с мятежниками белочехами под Сызранью, Самарой, Мелекесом,
Симбирском.
Так прапорщик царской армии нашел свое настоящее призвание, став командиром
Красной Армии.
После подавления чехословацкого мятежа в 1919 году Петров воевал с уральскими
белоказаками. Белоказаков бил хорошо, а вот сам попал в плен к молодой казачке
– Зое Павловне Ефтифеевой. Полюбил ее, женился. Тут целый роман можно было бы
написать, потому что у молодой жены отец и два брата служили у белых. И, может
быть, новый их родственник не раз сшибался с ними в сабельных атаках.
В 1920 году Петров воевал с белополяками на Западном фронте. А в мае 1922 года
11-я кавалерийская дивизия, в которой он служил, была переброшена в Туркестан
для борьбы с басмачеством. В 1924 году родился у Петровых сын Юрий, мой будущий
школьный товарищ.
Каким был Петров в те годы, хорошо видно из письма его родственницы, которое я
привожу полностью:
«Уважаемый Владимир Васильевич!
Я старшая племянница Ивана Ефимовича, дочь его сестры Анны… Низкий поклон Вашей
семье за то, что похоронили нашу незабвенную тетю Аню, которая всем нам была
второй матерью.
Дядю я помню начиная с гражданской войны – когда он, командир эскадрона, в
составе Конной армии С. М. Буденного воевал с белополяками. Наша мама
учительствовала и заведовала сельской школой в Белоруссии. С нами жила и
бабушка Евдокия Онуфриевна (мать И. Е. Петрова. – В. К.), а в 1919 году
приехала к нам жить и Зоя Павловна – тетя Зоя.
В этот период (в течение трех лет) дядя использовал малейшую возможность бывать
у нас. В буденовке, в шинели до пят, шинель и гимнастерка с «разговорами», он
казался нам былинным богатырем. В школе после революции стало восемь учителей,
и все молодежь (в том числе и Зоя Павловна). По натуре он был очень общительный
|
|