|
была в перчатке. В другой руке он держал хлыстик. Он был одет в солдатскую
бумажную летнюю гимнастерку с неаккуратно пришитыми, прямо на ворот, зелеными
полевыми генеральскими звездочками и в запыленную зеленую фуражку. Это был
высокий рыжеватый человек с умным усталым лицом и резкими, быстрыми движениями.
Он выслушал нас, постукивая хлыстиком по сапогу.
– Не могу говорить с вами.
– Почему, товарищ генерал?
– Не могу. Должен для пользы дела поспать.
– А через сколько же вы сможете с нами поговорить?
– Через сорок минут.
Такое начало не обещало ничего хорошего, и мы приготовились сидеть и ждать по
крайней мере три часа, пока генерал выспится.
Петров ушел в свою мазанку, а мы стали ждать. Ровно через сорок минут нас
позвал адъютант Петрова. Петров уже сидел за столом одетый, видимо, готовый
куда-то ехать. Там же с ним за столом сидел бригадный комиссар, которого Петров
представил нам как комиссара дивизии. В самом же начале разговора Петров сказал,
что он может уделить нам двадцать минут, так как потом должен ехать в полк. Я
объяснил ему, что меня интересует история организации Одесской кавалерийской
дивизии ветеранов и бои, в которых он с ней участвовал.
Петров быстро, четко, почти не упоминая о себе, но в пределах отведенного
времени давая краткие характеристики своим подчиненным, рассказал нам все, что
считал нужным, об этой сформированной им дивизии, потом встал и спросил, есть
ли вопросы. Мы сказали, что нет. Он пожал нам руки и уехал…»
Далее Симонов продолжает:
«Ивана Ефимовича Петрова я знал потом на протяжении многих лет и знал, как мне
кажется, хорошо, хотя, быть может, и недостаточно всесторонне.
Петров был человеком во многих отношениях незаурядным. Огромный военный опыт и
профессиональные знания сочетались у него с большой общей культурой, широчайшей
начитанностью и преданной любовью к искусству, прежде всего к живописи. Среди
его близких друзей были превосходные и не слишком обласканные в те годы
официальным признанием живописцы. Относясь с долей застенчивой иронии к
собственным дилетантским занятиям живописью, Петров обладал при этом
своеобразным и точным вкусом.
Петров был по характеру человеком решительным, а в критические минуты умел быть
жестким. Однако при всей своей, если можно так выразиться, абсолютной военности,
он понимал, что в строгой военной субординации присутствует известная
вынужденность для человеческого достоинства, и не жаловал тех, кого приводила в
раж именно эта субординационная сторона военной службы. Он любил умных и
дисциплинированных и не любил вытаращенных от рвения и давал тем и другим
чувствовать это.
В его поведении и внешности были некоторые странности или, вернее,
непривычности. Он имел обыкновение подписывать приказы своим полным именем:
«Иван Петров» или «Ив. Петров», любил ездить по передовой на «пикапе» или на
полуторке, причем для лучшего обзора частенько стоя при этом на подножке.
Контузия, полученная им еще в гражданскую войну, заставляла его, когда он
волновался и особенно когда сердился, вдруг быстро и часто кивать головой так,
словно он подтверждал слова собеседника, хотя обычно в такие минуты все бывало
как раз наоборот.
Петров мог вспылить и, уж если это случалось, бывал резок до бешенства. Но к
его чести надо добавить, что эти вспышки были в нем не начальнической, а
человеческой чертой. Он был способен вспылить, разговаривая не только с
подчиненными, но и с начальством.
Однако гораздо чаще, а вернее, почти всегда, он умел оставаться спокойным перед
лицом обстоятельств.
О его личном мужестве не уставали повторять все, кто с ним служил, особенно в
Одессе, в Севастополе и на Кавказе, там, где для проявления этого мужества было
особенно много поводов. Храбрость его была какая-то мешковатая, неторопливая,
такая, какую особенно ценил Толстой. Да и вообще в повадке Петрова было что-то
от старого боевого кавказского офицера, каким мы его представляем себе по
|
|