Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Военные мемуары :: Россия и СССР :: Иван Федюнинский :: Федюнинский Иван Иванович - На Востоке
<<-[Весь Текст]
Страница: из 114
 <<-
 
Тесная связь с рабочими завода и населением Читы оказывала благоприятное 
влияние на уровень боевой и политической подготовки, укрепление дисциплины и 
организованности в полку. Воины, как говорится, стремились лицом в грязь не 
ударить перед шефами. 

Но вот повседневной мирной жизни наступил конец. Впереди нас ждала суровая и 
ответственная боевая работа по защите территории и мирного труда народа 
дружественной нам страны. Хотя наша дивизия была неплохо укомплектована, ее 
перед отправкой пополнили и людьми, и автомобильным транспортом. Машины взяли 
из народного хозяйства в Чите и Читинской области и передали нам вместе с 
водителями. Моторизация частей для нас, командиров, явилась большой 
неожиданностью. Мы совершенно не знали материальной части и правил вождения 
автомашин, поскольку до сих пор у нас в соединении, кроме легковых автомобилей 
командиров полков и командира дивизии, никаких других не было. И вот теперь 
предстояло осваивать технику. Немало было трудностей, даже курьезов. Совершаем, 
например, марш, и вдруг останавливается машина, 

- Что случилось? - спрашивает командир. 

- Неполадка возникла, - отвечает шофер. 

- Так ищите быстрее и устраните, а то отстанем от колонны. 

- Быстро не найдешь, автомобиль - штука мудреная. 

Вот и ходит командир вокруг машины, не зная, что предпринять. Раз походит, 
другой, а потом берется и изучает автомобиль. 

Изменилось в связи с техническим оснащением и наименование дивизии. Она стала 
называться 36-й мотострелковой. 

И вот мы в Монголии. Нашему 108-му Белореченскому полку было приказано 
размещаться в городе Улан-Батор, остальным частям и штабу дивизии - в районе 
города Сайи-Шанд, у самой границы пустыни Гоби. 

Предстояло совершить марш в места дислокации по степям Монголии. Построившись в 
колонны, наш полк тронулся в далекий и нелегкий путь. Движение по необъятной 
степи проходило по всем правилам: вперед мы выслали походное охранение, хотя в 
этом и не было особой надобности. Делали это с учебной целью, да и так требовал 
устав. Монгольские степи, наверное, до тех пор не видели такого количества 
автомобилей и боевой техники. 

Путь до столицы Монголии занял несколько дней. В то время Улан-Батор был 
небольшим городком азиатского типа. Юрты и буддийские монастыри являлись 
главными его достопримечательностями. Основное население составляли служители 
буддийского культа - ламы, которых тогда насчитывалось в городе около 8 тыс. 
человек. И только в период так называемого надома Улан-Батор становился 
многолюдным. Сюда собирались араты со всей округи, и на окраинах вырастал еще 
один город из тысячи юрт. 

Надом - народно-спортивный праздник, своеобразные игры монголов, уходящие 
своими корнями в седую старину. И чего только не увидишь на этом празднике: 
скачки, выступления гимнастов, жаркие схватки, стрельбу из лука и другие 
состязания. Но самое интересное и захватывающее - национальная борьба. Страсти 
здесь разгораются невероятные, как теперь на футболе или хоккее. Национальная 
борьба - это древний вид монгольского спорта. На каждом надоме - а он 
проводится ежегодно - борьба является гвоздем программы. Перед началом 
соревнования проводится своеобразный парад - представление борцов. А затем 
начинаются поединки. В итоге соревнований победителям присваивается звание 
Сокола, Слона или Льва, а двукратный победитель получает звание Исполина. 

В то время в Улан-Баторе считались священными рыбы и собаки. И тех и других 
здесь было много. Должен сказать, что наши водители, не зная, что собака 
является священной, не проявляли особой осторожности и наезжали на них. Это 
вызывало недовольство буддийского духовенства, и мы вынуждены были принять 
серьезные меры, считаясь с настроениями и обычаями населения. А с рыбой дело 
доходило до курьезов. Кто из нас не любил ловить ее! Почти каждый красноармеец 
считал себя рыбаком. Часто самодельными снастями они пытались ловить рыбу на 
реках Тола и Керулен. И как только появлялся рыбак, сразу же приходил лама. 
Рыба клевала хорошо. И когда воин вытаскивал рыбу, радуясь своему успеху, к 
нему подходил огорченный лама, покупал ее и возвращал обратно в реку. 
Командование было вынуждено прекратить рыболовные страсти красноармейцев. 

Да, уклад жизни в Монголии значительно отличался от нашего. Некоторые 
религиозные обычаи были в то время просто удивительны. Например, такой. Человек 
еще был жив, а его уже вывозили в долину смерти. У монголов считалось, что если 
человек умрет в юрте, то ее надо сжигать. Однако бедный арат сделать подобного 
не мог: юрта стоила немалых денег. Поэтому приглашенный лама заблаговременно 
предупреждал родственников, показывая на больного человека, что его призывает к 
себе будда. После такого безапелляционного решения ламы семья вывозила своего 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 114
 <<-