|
Рихард Зорге – разведчик № 1?
Елена Анатольевна Прудникова
Елена Анатольевна Прудникова
Рихард Зорге – разведчик № 1?
ВВЕДЕНИЕ
Известность для разведчика – дело случая, причем случай этот далеко не
счастливый. По одной очень простой причине: чтобы стать известным, надо
провалиться. Имена нераскрытых разведчиков крайне редко становятся достоянием
общественности. В России можно назвать, пожалуй, один случай – Ян Черняк. И то
публикации о нем появились через пятьдесят лет после того, как он закончил свою
нелегальную работу и буквально за несколько недель до его смерти.
Известность для разведчика – дело случая вдвойне. Чья биография попалась на
глаза журналистам, кинематографистам, писателям и пр., того они и берут в
работу. Так, у нас до сих пор крайне мало знают о лучшем агенте Второй мировой
войны Рудольфе Рёсслере. Между тем о Леопольде Треппере и Анатолии Гуревиче с
их «Красной капеллой», сделавших гораздо меньше, написаны книги и статьи, а
«Красная капелла» стала, пожалуй, самой известной разведывательной организацией
того времени. Лев Маневич – «Этьен» – проработавший в фашистской Италии около
двух лет и собиравший достаточно обычную, рядовую техническую информацию,
поразил литераторов своей романтической биографией. В результате, чтобы более
убедительными были книги и фильм о нем, ему даже «добавили» четыре года
нелегальной работы. А вполне реальный Генри Робинсон, около десяти лет очень
результативно работавший в Европе и геройски погибший в фашистских застенках,
до последнего времени оставался «фигурой умолчания».
И еще раз: известность для разведчика – дело случая. В конце 50-х годов в руки
французского кинорежиссера Ива Чампи попала книга бывшего нацистского дипломата
Ханса-Отто Майснера «Человек с тремя лицами». Этот авантюрный опус вдохновил
француза, который заинтересовался судьбой его героя ив 1961 году выпустил на
экран фильм «Кто вы, доктор Зорге?». С этого и началась слава «Рамзая».
Фильм прошел по Европе с огромным успехом, и француз решил показать его на
родине героя. Должно быть, он ожидал благодарности от нашего правительства – в
конце концов, человек делал за советских кинематографистов их работу и мог
рассчитывать хотя бы на «спасибо». В 1962 году Ив Чампи предложил ленту для
показа в СССР. Фильм посмотрели сотрудники Министерства культуры во главе с
незабвенной товарищ Фурцевой. Причем люди из Минкульта справились сами, не
пригласив никого ни из военной разведки, ни из КГБ – хотя бы для вежливости. И
сами решили, что фильм нам не подходит.
Когда в СССР был образован Комитет по кинематографии, Ив Чампи снова предложил
свою ленту теперь уже новому киношному начальству, А. В. Романову. И тут
вмешался Его Величество Случай. Совершенно случайно о намечавшемся просмотре
узнал человек из службы внешней разведки, посмотрел кино, доложил по начальству,
что фильм хороший, разве что с эротикой француз переборщил, ну, так чего и
ждать от француза… Дальше дадим слово Н. С. Захарову, заместителю председателя
КГБ:
«Тут же я позвонил А. Романову:
– Ну что, Алексей Владимирович, как фильм?
– Знаете, Николай Степанович, по-моему, Фурцева была права, что отказалась его
покупать. В нем много серьезных недостатков и есть такие фрагменты, которые не
принято показывать.
– А мне докладывают, что фильм хороший. Давайте так: пленку я заберу и покажу
ее руководящему составу КГБ. Если фильм понравится, покажем его на субботнем
просмотре членам Политбюро.
В КГБ СССР фильм одобрили. Я попросил начальника личной охраны Н. Хрущева
полковника Литовченко ознакомить Никиту Сергеевича с аннотацией фильма,
подобрал нескольких сотрудников, великолепно владевших французским языком,
снабдил их нашими миниатюрными спецприборами синхронного перевода, и к 19 часам
они были в Доме приемов, где демонстрировали фильмы. Вскоре собрались члены
Политбюро и секретари ЦК… Всем подали чай и разнесли список десяти готовых к
демонстрации фильмов. Ленты о Зорге в нем не было. Собравшиеся стали обсуждать,
|
|