|
окончании пиршества, когда захмелевшие участники с трудом поднимаются изза
стола,.то оставляют после себя весьма живописную картину: батареи пустых
бутылок и целые терриконы из рачьих клешней и чешуи.
За неделюдругую до рождественских праздников шведы болеют от укуса
другой «мухи», и все наперебой стараются попасть или, наоборот, пригласить к
себе на стакан глинтвейна знакомых, друзей, сослуживцев. Проходят эти праздники
всегда с большим подъемом и являются своеобразной репетицией Рождества.
(Рождество же я бы не назвал веселым праздником — он скорее проходит в строгом
соответствии с установившимися канонами сдержанности, умеренности,
умиротворенности и миролюбия. Прямо как у Ч. Диккенса.) В то время, когда за
окном свирепствуют морозы, кружит вьюга, а темнота спускается над городом сразу
после 15.00, признаться, очень кстати оказаться за дружеским столом или в
дружеском кругу вокруг большой крюшонницы с пахучим и горячим напитком,
согревающим не только промерзшие кости, но и душу.
Только в Швеции отмечают праздик с итальянским названием «Лючия». Он
попадает на 13 декабря, когда темнота и холод полностью овладевают страной, и
служит своеобразной компенсацией недостатка тепла и света. Праздник возник пару
столетий тому назад, но никто не может сейчас вполне достоверно установить,
когда именно и кто был его автором. Возможно, какойнибудь странствующий купец,
под впечатлением увиденных в Италии всякого рода шествий католиков во время
праздников святых, попробовал повторить это на промерзлой, покрытой толстым
слоем снега земле Свеаландии. Эксперимент удался, и потом праздик Лючии стал
повсеместно распространяться по всей стране, потому что пришелся по душе
меланхоличным и чувствительным в душе шведам.
Теперь это — красочный и светлый праздник, неотъемлемой частью которого
являются свечи. Уже ранним утром девочки, облачившись в белые платья,
подпоясанные красными или золотистыми поясками, со свечой в руке или еловым
венком на голове, к которому также прикрепляются горящие свечи, входят в
спальную комнату к родителям, будят их, если те спят, и угощают принесенными на
подносе горячим кофе и булочками с шафраном. В темноте зимней ночи появляется
свет и тепло.
Каждая школа, каждый класс, каждый рабочий коллектив выбирает свою Лючию
— девочку или незамужнюю девушку, самую красивую, самую добрую и добродетельную,
одевают ее во все белое, как Снегурочку, голову украшают венком с горящими
свечами и пускаются вместе с ней — со свечами в руках — в медленное шествие,
распевая псалмы и гимны, прогоняя тьму и принося с собой торжественную
атмосферу мира и покоя.
В день летнего солнцестояния 21 июня празднуется день Святого Купаны.
Гденибудь на природе выбирается живописная ровная поляна, в центре ее
воздвигают высокий шест, на вершину шеста прикрепляют обруч или колесо, шест и
обруч украшают живыми венками, и мужчины и женщины начинают водить вокруг него
хороводы. В танцы пускаются все от мала до велика, повсюду звучит народная
музыка и песня. Музыканты, в оркестре которых обязательно присутствует скрипка,
«трудятся» с раннего вечера и до рассвета — только успевают вытирать пот со
лба! Под Уппсалой есть постоянное место, на котором ежегодно отмечают этот
праздник и на которое приезжают желающие со всей округи, то бишь провинции
Свеаланд, в том числе и из Стокгольма.
А традиционная лыжная гонка Васалоппет! Теперь она стала международным
спортивным состязанием, в которой может участвовать и увенчанный лаврами
олимпийский чемпион, и школьник из Норрчепинга, и пенсионерка из Мальме. Не
важно, что ты не станешь победителем или сойдешь с лыжного марафона длиной
около 150 километров, — главное — это участие. Говорят, что первым эту
дистанцию пробежал курьер, спешивший предупредить Густава Вазу, тогда еще
скрывавшегося от датских ищеек у своих друзей в провинции Даларна, бастионе
непокорных и строптивых шведских «бретонцев», о грозящей ему опасности.
Нет, что ни говорите, а традиция — это великая вещь. Если хотите
подорвать дух народа, уничтожьте его традиции, и вы увидите, как на ваших
глазах разрушится цементирующая государство сила. Народ, поддерживающий "свои
традиции, достоин всяческого уважения.
Шведы очень любят спорт, любимыми видами спорта традиционно считались
зимние: хоккей с шайбой и мячом (банди), лыжи, коньки. Они и до сих пор
пользуются у шведов большой популярностью. Когда многочисленные озера и
мелководные заливы на морском побережье затягиваются льдом, шведы собираются в
небольшие группы, надевают на ноги коньки — динные беговые «норвежки»,
вооружаются шестами с металлическими наконечниками, самодельными парусами,
берут запас еды и кофе и пускаются в увлекательные путешествия по льду. Как
правило, участвуют в таких походах целыми семьями. Ничего подобного я нигде
больше не видел.
Последнее время шведы стали активно заниматься теннисом и горными лыжами
— исключительно благодаря Леннарту Боргу и Ингмару Стенмарку. Когда эти две
звезды в середине 70х стали восходить на спортивном небосклоне, вся Швеция
была от них без ума. Во всех магазинах, домах, офисах не выключались телевизоры,
когда транслировались соревнования с участием этих двух великолепных
спортсменов. У Борга и Стенмарка появилась масса последователей, и теперь
Швеция превратилась в сильную теннисную и горнолыжную державу со своими
великолепными кортами и горнолыжными курортами.
Считаю, наблюдать такое повальное подражание своим кумирам в наш век
скептицизма и господства электроники — большое удовольствие. Причем явление это
так же далеко от «квасного» патриотизма, как и от проявлений национализма или
«великодержавного» шведского шовинизма.
|
|