|
Советов.
Буржуазные военные теоретики, может быть, и учитывают, что современный
полководец
прежде всего организатор высшего типа, но им, конечно, не дано понять, что
генералы,
политические работники Советской Армии, воспитанные советской школой
государственной деятельности на гигантском строительстве социалистического
хозяйства, и являются именно такими организаторами, которым по плечу вопросы
стратегии и оперативного искусства. Таких организаторов нет ни в одном
капиталистическом государстве и [159] не может быть ни в одной
империалистической
армии. Буржуазные военные теоретики не понимают, что вождение миллионных армий
в
современной войне требует от полководца качества вожака масс и что эти качества
есть у
советских генералов, прошедших под руководством Центрального Комитета партии
великую школу классовой борьбы, , решавших в этой борьбе задачи завоевания
власти,
перестройки общества, - задачи, которые по своему характеру, масштабу и
трудностям
не мыслились никакому фельдмаршалу на протяжении всей военной истории.
* * *
Но не только опыт политической, классовой борьбы, который так ценен для
полководца,
помогал нашим генералам-политработникам. Им помогало умение проникать в
специфическую сущность военного дела, в оперативно-тактическое искусство. Это
объясняется партийным подходом наших генералов к военной науке, их личным
боевым
опытом и пониманием военного искусства, которое они обрели в ходе войны.
Военное искусство не является искусством за семью печатями, оно доступно не
только
военным профессионалам.
Несомненно, что полководец обязан иметь глубокие знания военной науки, должен
иметь
военное дарование и быть профессионалом военного дела. Но марксистский метод
оценки явлений войны, опыт партийной работы вооружали и генерала-политработника,
для которого военное дело не было профессией, уменьем верно оценивать
обстановку на
фронте.
Незнание страха и беспощадность в борьбе с врагами, готовность принять на себя
всю
ответственность за решение, трезвость мышления, способность глубоко
анализировать
обстановку, находить в ней главное, конкретность директив, умение видеть, как
их
осуществит исполнитель-солдат, способность смотреть правде в глаза при неудаче,
неусыпная бдительность, борьба с беспечностью и ротозейством, чувство нового -
все
это основа партийной работы и это же основа подлинного искусства вождения войск.
И все это помогает, когда дело идет о таких сугубо военных вопросах, как оценка
сил
противника, принятие решения, куда, как и какими силами нанести удар. Ибо за
этими
решениями, за картами и схемами стоит реальная, а не условная и нередко
уставами не
предусмотренная обстановка, видны силы врага, не преувеличенные и не [160]
преуменьшенные, а осуществляют решения люди, разные по своим личным качествам.
Далее, проникновение в военное искусство - это прежде всего проникновение в
конкретную суть боя и в поведение человека в бою.
Благодаря своему партийному опыту и чутью Н. С. Хрущев понимал, на что способен
солдат, офицер или генерал в том или ином бою и как лучше помочь советскому
человеку
осуществить свое стремление победить врага. И член Военного Совета стремился
мобилизовать всю боевую технику на помощь солдату. Он требовал от командиров и
политработников особенно чуткого и внимательного отношения к солдату.
Органическое,
реальное понимание жизни обеспечивало Н. С. Хрущеву и проникновение в военное
искусство. Партийный подход товарища Хрущева ко всякому делу и блестящие
качества
Ватутина-полководца дали то боевое творческое содружество командующего фронтом
и
члена Военного Совета, которого требовала партия.
* * *
И еще одну сторону полководческого искусства постиг Ватутин. Эта сторона
сближала
его с Н. С. Хрущевым, придавала влиянию члена Военного Совета особую силу и
|
|