|
— Я хотел спросить, извините за назойливость, под какой залог вы согласились бы
отпустить арестованного? — с наглой улыбкой прошептал он.
В следующее мгновение «проситель» оказался на полу!
Я снова сделал строгое внушение слуге, пригрозив, что он будет наказан и уволен,
если я еще раз увижу у себя этого типа.
На этот раз предупреждение возымело действие, он больше он не появлялся. Но
через несколько дней я все же встретился с ним. Его ввели под конвоем в
полицейский участок, когда я допрашивал одного из задержанных.
— Вы?! — удивился я.
— Да. Как видите, у меня есть и другие дела, — ответил мой новоявленный
«приятель».
Я не совсем понял, что он имел в виду, но инспектор мне все объяснил:
— Это Август Фремель, один из лидеров Польской социалистической партии. Однако
его основным занятием является секретная работа на нас против своей партии. Он
информирует нас об их планах, о положении дел в стане противника.
— Осторожнее, — предостерег я инспектора, — на социалистов он тоже работает. Он
несколько раз…
— …заходил к вам в кабинет, — закончил за меня инспектор. — Это делалось для
отвода глаз, ваша честь. Он должен был это сделать, чтобы его товарищи по
партии ничего не заподозрили. Каждый уважающий себя тайный агент работает на
обе стороны. Мы, в полиции, понимаем и учитываем это.
Я первый раз в жизни видел перед собой тайного агента, и это произвело на меня
такое же огромное впечатление, как и труп несчастной женщины, увиденный много
лет назад морозной зимней ночью под Варшавой. В тот момент я и не подозревал,
что вся моя жизнь пройдет в постоянной борьбе с подобными людьми.
Август Фремель заинтересовал меня. Как он работал?… Его методы оказались
довольно простыми: он жил прямо в полицейском участке, под постоянным
наблюдением и охраной, как полиции, так и армии. Его брат Рихард ходил по
заводам и фабрикам, собирал информацию. У него было два тайных сообщника —
члены социалистической партии, которые на самом деле сотрудничали с властями,
получая за это, жалкие двадцать пять рублей.
Походив по митингам и собраниям и накопив достаточно информации, помощники
передавали ее Августу Фремелю. Тот под личиной партийного лидера доводил дело
до конца: выяснял, где спрятано оружие, где хранят нелегальную литературу,
списки членов партии и партийную документацию. Он делал это с таким мастерством,
что даже самые осторожные из его товарищей ничего не подозревали. Когда же его
видели в городе идущим под конвоем солдат, никому и в голову не приходило, что
это предатель. Все думали, что его ведут на очередной допрос.
Однажды братья Фремель и трое их сообщников возвращались в полицейский участок
в сопровождении верховых уральских казаков. Когда они проходили по
Константиновской улице, из окна одного из домов со свистом вылетела бомба —
троих казаков и двоих полицейских агентов разорвало в клочья. Фремели и восемь
казаков тоже не подавали признаков жизни. Каждый из них получил не менее
двадцати ранений.
Такова была месть тех, кого предали и кто, наконец, понял, как их провели.
Подняли тревогу. Улицу тут же блокировали. Дом, откуда была брошена бомба,
казаки тщательно обыскали, но все оказалось напрасным, лишь в одной из квартир
они обнаружили мужчину, лежавшего на полу. Он слабым голосом просил о помощи,
пытаясь вырваться из крепко державших его казацких рук. В комнате стоял такой
шум, что никто не мог понять, в чем дело. Некоторые уже были готовы
расправиться с пленником, как им думалось, виновником гибели их товарищей. Но
оказалось, что тот тоже ранен и едва может говорить. Глазами он показал на
кровать. Кто-то из казаков проследил за его взглядом. На кровати лежал мундир.
— Стойте! — закричал казак. — Это не он!
Так оно и было на самом деле. Увидев мундир, казаки признали в задержанном
моего коллегу, судебного следователя Диста, который жил в этом доме и был
случайно ранен осколком разорвавшейся мины. Вместо убийцы чуть не пострадал
невиновный человек!
Кто-то из присутствовавших в комнате вдруг высказал догадку, что человек,
бросивший бомбу, мог спрятаться в находившемся по соседству здании театра.
Полицейские и солдаты блокировали все выходы из театра, чтобы никто не мог его
покинуть незамеченным.
|
|