|
изкой старомодной тумбочки на рахитичных ножках с
острыми краями; все больно ударялись о тумбочку коленями.
Фамилия владельца на вывеске не значилась, и мало кто подозревал, что у
"Моменто" сменился хозяин. Синьор Сигизмондо купил это маленькое, на тихом ходу,
ателье у вдовы незадачливого фотографа, который до того был таким же
бесталанным живописцем.
Новый владелец делал многое, чтобы репутация фотоателье-замухрышки поскорее
изменилась. Он решительно выбросил из ателье всю рухлядь, начиная с тумбочки,
которая оставляла синяки на коленях, и кончая бархатной скатертью с бахромой в
виде шариков. Теперь в комнате, где ожидали клиенты, на столике лежали не
только итальянские, но и французские, немецкие журналы и целая кипа газет,
начиная с местных "Гадзетта дель пополо" и "Стампа". Но сменить вывеску
"Моменто" новый владелец не захотел: пусть висит старая.
- Вывеска - как купальный костюм молоденькой дамочки, - объяснил при этом
Скарбек своей Анке и лаборанту Помпео. - Многое открывает, но самое интересное
держит в тайне...
Конечно, Сигизмунд Скарбек мог бы открыть в Турине богатое ателье в центре
города, но его больше прельщала третьеразрядная фотография: мало кто
интересовался ею в других районах Турина.
Обычно городские торговцы или ремесленники хорошо знают друг друга и все вместе
начинают дотошно и назойливо интересоваться новым конкурентом что это еще за
птица прилетела из-за рубежа, чтобы отбивать у них покупателей или заказчиков?
Так что фотоателье в центре города, под враждебными взглядами конкурентов, было
бы менее надежной "крышей", чем захудалое "Моменто".
Скарбеку не нужен шикарный салон, его вполне устраивает, что фотография
находится на заводской окраине, а клиентами его стали преимущественно рабочие с
заводов Мирафьори, Линьотто, с военных заводов, расположенных по соседству.
В ту пору многие цехи туринских заводов становились секретными и там вводили
пропуска с фотокарточками. Благодаря этим фотографиям-малюткам Скарбек хорошо
осведомлен о секретной сущности заводов.
Ну, а кроме фото для пропусков, для паспортов, для членских билетов фашистской
партии, кроме семейных фотографий, посылаемых в армию, Скарбек успешно
занимался также художественной фотографией; он был незаурядным мастером своего
дела, подлинным художником.
Прошло всего полгода, и теперь у витрины "Моменто" торчали зеваки. Портреты
красоток заставляли иных прохожих замедлять шаг, а то и надолго задерживаться у
витрины. И дело не в том, что красотки снимались в платьях весьма смелого
покроя. Новый владелец "Моменто" умел потрафить самым капризным клиентам, и
были случаи, когда к нему приезжали фотографироваться важные синьоры и
синьорины - среди них известная киноактриса, чемпионка города по лаунтеннису,
молодящаяся и безвкусная жена спекулянта земельными участками: ей совсем не к
лицу складки и морщины, хорошо бы отделаться от них хотя бы на фотографии... А
Скарбека, когда он мучился с ней, так и подмывало спросить: "Скажите, синьора,
где вы заказали свою шляпу - не в артели слепых?"
Дамским капризам Скарбек не потворствовал, держался с тактом и достоинством, но
при этом работал мастерски, споро, сыпал прибаутками.
- Лучше всего знают женщин, - утверждал Скарбек, - фотографы и дамские
парикмахеры... Один умный человек сказал, что женщина всегда остается женщиной
и с этим нужно смириться. Бывают женщины приятные и неприятные. Самые приятные
- те, с которыми мы еще не познакомились и которых еще не фотографировали.
Иные клиенты терпеливо ждали своих фотографий по нескольку недель так много
стало заказчиков у "Моменто". Тем же, кому нужны фото для документов, заказы
старались выполнить срочно...
- Когда будет готово? - спросил очередной клиент, сидевший в ателье перед
громоздким аппаратом.
- Не раньше вторника. - Скарбек сбросил с себя черное покрывало и тяжело
вздохнул.
- Где же ваше обещание "сегодня снято - завтра готово"? И как я в понедельник
попаду на завод?
- Теперь всюду ввели пропуска, все засекречены, кроме меня, усмехнулся Скарбек.
- И всем нужны фотографии.
|
|