|
большинстве отраслей предпринимательства, далеко отставали от намерений и
деклараций. Начатые работы часто не доводились до конца, и огромные деньги были
растрачены на грандиозные планы или же перекочевали в карман коррумпированных
чиновников и высокопоставленных фашистов, стремившихся нажить состояния, пока
представлялась такая возможность.
Тем временем за фасадом широко разрекламированных проектов модернизации и
улучшения благосостояния людей полмиллиона итальянцев по-прежнему жили в
состоянии полнейшего убожества. Ради туристов полиция очистила улицы от
попрошаек; однако нищеты не убавилось от того, что ее убрали со всеобщего
обозрения. Ради победы в «битве за зерно» фермеры получали медали и денежные
субсидии; но сельское хозяйство понесло известный урон за счет такой
концентрации на зерновых, производство которых не являлось ни тогда, ни
когда-либо ранее рентабельным в условиях Италии. Тысячи мелких фермеров и
недовольных своим положением крестьян покидали земли, и в то же время не было
сделано ничего, чтобы покончить с крупными земельными владениями, что было
одной из причин их недовольства. Зарплата годами оставалась прежней, и условия
работы в городах, как и в сельской местности, не улучшались в той степени, в
какой это происходило в большинстве других стран Западной Европы.
И тем не менее мало кто винил в этом дуче. Фашизм представлялся несовершенным,
но его основатель оставался человеком, ниспосланным самой судьбой. Антифашисты
в стране были, но людей, настроенных лично против Муссолини, было немного. Едва
ли кто подвергал сомнению его действия. Он был не только диктатором. Он был
идолом. Его фотографии вырезали из газет и развешивали на стены в тысячах
квартир, повсюду была видна белая краска восхвалявших его лозунгов; стаканы, из
которых он пил, кирки, которыми он пользовался во время длительных поездок,
приравнивались к священным реликвиям. В 1929 году он решил проблему,
разделявшую с 1870 года общественное мнение Италии. Подписав с Ватиканом пакт,
известный как Латеранское соглашение, в своей популярности он достиг новых
высот. Все прошлые антиклерикальные и кощунственные нападки на «мелкого
ничтожного Христа» были прощены и забыты критиковавшими его ранее католиками,
признавшими Латеранское соглашение началом новых приемлемых отношений между
церковью и государством. С его двусмысленным отношением к католичеству и
христианству, позволявшим ему, с одной стороны, говорить о своей «глубокой
религиозности», о себе как «католике и христианине», а с другой стороны, во
всеуслышание заявлять о своем атеизме, было покончено объявлением дуче
практикующим католиком.
Фактически он был всего-навсего непоследовательным католиком. При этом он
всегда был исключительно суеверным и не стыдился этого. Когда он был на людях,
часто видели, как он засовывал руку в карман, чтобы дотронуться до яичек и тем
самым оградить себя от сглаза, если среди присутствующих находились те, кто, по
его мнению, был способен на это. По словам Маргариты Сарфатти, у него были
странные верования «относительно луны, влияния ее холодного света на людей, их
поступки и опасности, которой подвергается спящий человек, когда на него падают
лунные лучи» [11] .
Он гордился своим умением толковать сны и знамения и гадать на картах, и ему
всегда доставляло удовольствие, когда ему предсказывали его собственную судьбу
и гадали по ладони руки. Одна хиромантка, предсказавшая убийство Маттеотти,
произвела на него столь сильное впечатление, что он посылал начальника полиции
к ней за консультацией, когда сталкивался с неразрешимой проблемой. Однажды
вечером, прочитав в «Тайме» о сокровищах, обнаруженных в гробнице Тутанхамона,
и проклятиях, которые египтяне навлекали на тех, кто потревожит их останки, он
бросился к телефону и распорядился немедленно убрать подаренную ему мумию,
выставленную в салоне в Палаццо Киджи. Ящики его стола были забиты всякими
амулетами и предметами религиозного культа, которые он получил от своих
почитателей и не осмеливался выбросить. До конца жизни он носил на шее реликвию,
завещанную ему матерью, и древнюю медаль, полученную от матери короля королевы
Маргариты, которая, будучи одной из самых ярых его почитательниц, просила не
снимать медаль в память о ней. Он считал, что эти амулеты защищают его от
смерти и от рук врагов.
Первое из четырех покушений на его жизнь было совершено 4 ноября 1925 года,
когда бывший депутат социалист Тито Дзанибони — по утверждению Муссолини,
«наркоман на службе Чехословакии» — был арестован близ Палаццо Киджи в номере
отеля, откуда он намеревался стрелять в дуче, когда тот прибудет принимать
военный парад. Спустя пять месяцев ирландка, достопочтенная Виолетта Гибсон,
стреляла в него во время визита в Триполи. Но лишь после четвертого покушения в
Болонье 31 октября 1926 года, когда толпою был растерзан мальчик, которого
Муссолини не считал виновным, дуче предпринял ответные действия. Его
предшествующая терпимость ценилась высоко; его действия против масонов и
социалистов считались вполне справедливыми; храбрость и хладнокровие,
проявленные им при каждом покушении, явились предметом восхищения. «Представьте
себе! — заявил он, не смутившись, после того, как посланная мисс Гибсон пуля
царапнула ему переносицу. — Представьте себе! Женщина!» «Если я иду вперед, —
выкрикивал он группе официальных лиц, — идите за мной! Если я отступлю, убейте
меня! Если я умру, отомстите за меня!» Сразу же после одного из других
покушений он принял британского посла, который понял, что произошло в
действительности, лишь после того, как услышал приветственные крики на улице
перед окном [12] .
«Бог оберегает дуче, — заявил секретарь партии, обращаясь к находившейся в
состоянии дикого восторга толпе. — Он величайший сын Италии, законный наследник
Цезаря».
|
|