|
Гражданская война в Испании (1936 – 1939).
Многие из событий 1930-х годов (вооруженная борьба в Китае, агрессия Италии
против Эфиопии) давно канули в Лету, о них почти не вспоминают. Этого нельзя
сказать о вспыхнувшей тогда же гражданской войне в Испании (1936-1939).
Разразившаяся в небольшой, в тот период захолустной стране Европы, испанская
война вскоре надолго приковала к себе внимание всего международного сообщества
и стала затем неотъемлемой частью всемирной истории. Об испанской войне писали
прославленные литераторы, ставили кинокартины «Мосфильм» и Голливуд, ей
посвятили свои исследования гражданские и военные историки, социологи и
журналисты разных стран. Книга историка С.Ю. Данилова рассказывает, как и
почему появилась «испанская легенда», в чем специфика испанской гражданской
войны, а главное, как через много лет бывшие враги пришли к примирению и почему
то же самое не произошло в России. Автору удалось в своей работе избежать
идеологизированных штампов и схем, провести объективный анализ
военно-политических событий, социально-экономических и культурных процессов в
самой Испании и вокруг нее.
М.: Вече, 2004. – 352 с. (Военные тайны ХХ века)
Сергей Юльевич Данилов
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ (1936 – 1939)
© Данилов С.Ю., 2004.
© ООО «Издательский дом «Вече», 2004.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Период всемирной истории после Первой Мировой войны принято считать
безвременьем. Великие потрясения начала века – унесшая 10 миллионов
человеческих жизней «империалистическая бойня» 1914-1918 годов и Октябрьская
революция в России, увеличившая эту цифру вдвое, – остались позади, а до нового
мирового конфликта было еще далеко. Обескровленная Европа восстанавливала силы.
Философия капитализма после суровых уроков, преподанных ей левыми экстремистами
в 1917-1918 годах, стала проникать в массовое сознание. Активно разрабатывались
социальные программы, стали популярными политическая терпимость и пацифизм,
росло количество республик. Убывало влияние экстремистов, стихала забастовочная
борьба, снижались военные расходы. Смягчение политического климата наблюдалось
и в Советской России, где на короткое время воцарился компромиссный нэп.
В первой половине 1930-х годов картина радикально изменилась. На смену
послевоенному хозяйственному подъему пришел всемирный кризис. С приходом к
власти германских нацистов на европейской политической арене вновь замаячил
призрак войны. Развитие индустриализации и коллективизации дало возможность
СССР активизировать внешнюю политику. Последовал «второй тур войн и революций»
– вооруженные столкновения в Китае, нападение Италии на Эфиопию, противоборство
на советско-японских рубежах, боливийско-парагвайская война…
Но, пожалуй, самым ярким пятном в мировой истории осталась вспыхнувшая тогда же
гражданская война в Испании. Разразившаяся в небольшой захолустной стране,
испанская война вскоре надолго приковала к себе внимание всего международного
сообщества. После ее окончания прошло больше полувека, но книгами об этой войне
по-прежнему пополняются библиотечные полки городов в самых разных уголках
земного шара.
Пройдем вдоль полок. Книги на английском, французском, русском, итальянском,
польском, венгерском языках…Бросают-ся в глаза заголовки: «Жизнь и смерть
Испанской республики», «Дайте мне битву», «Драма непокорного народа», «Испания,
Испания!», «Испания в огне». Далее – «Испанская ярость», «Испанский ветер»,
«Испанский дневник», «Испанский лабиринт», «Конвульсии Испании». И еще – «986
дней борьбы», «Поле боя – Испания», «Борьба за Мадрид», «Герника!» «Эбро и
Сег-ре», «Я был сталинским министром». Две «Битвы за свободу». Несколько
«Испанских трагедий». Десятки «Испанских войн». Ряд заголовков, словно сошедших
с обложек современных детективов – «Великий камуфляж», «Большой крестовый
поход», «Жестокие годы», «Кровь в небе», «Последнее великое дело»,
«Политические каннибалы», «Последний оптимист», «Рана в сердце».
Испанской гражданской войне посвящали свои сочинения знаменитые писатели –
Джордж Оруэлл и Эрнест Хемингуэй, Ан-туан де Сент-Экзюпери и Андре Мальро,
Артур Кестлер и Бер-тольд Брехт. В постановке кинокартин об испанских событиях
словно состязались советские киностудии («Бархатный сезон», «Добровольцы»,
«Киевлянка», «Парень из нашего города», «Псевдоним – Лукач», «Это мгновение»),
французские режиссеры («Надежда», «Война закончилась», «Товар для Каталонии»,
«Умереть в Мадриде») и Голливуд («По ком звонит колокол»). Сотни работ ей
|
|