Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Военные мемуары :: Германия :: Альберт Шпеер - Воспоминания
<<-[Весь Текст]
Страница: из 214
 <<-
 
что-нибудь будет готово,  покажете мне.  Для этого, как  Вы  знаете,  у меня
всегда есть  время".  Как мне сказал Гитлер,  его мечты о сверхширокой улице
возникли при изучении далеких от совершенства  планов реконструкции Берлина,
которые в 20-е годы побудили его развивать собственные идеи. 1 < > Уже тогда
он,  по  его  словам,  принял  решение перенести  Ангальтский  и Потсдамский
вокзалы  на  южную  оконечность Темпельхофского  поля,  это  высвободило  бы
значительную  площадь,  занимаемую в центре  города  путевым  хозяйством.  С
ограниченным сносом зданий  от Аллеи Победы получалась парадная улица длиной
5 километров с монументальными зданиями.
     Все  архитектурные масштабы  Берлина  буквально взрывались  сооружением
двух зданий, которые Гитлер хотел воздвигнуть на этой новой  парадной улице.
На  ее  северном  конце, поблизости от  рейхстага,  он  планировал построить
огромный дворец  собраний, купольную постройку,  в которой могло поместиться
несколько  римских соборов  святого  Петра. Диаметр купола без промежуточных
опор должен был составлять 250 метров. Под ним  на площади около  38000 кв.м
могли одновременно собраться стоя 150000 человек.
     Уже при этих первых обсуждениях, когда  наши  градостроительные проекты
находились  еще  в самом начале разработки,  Гитлер  считал,  что он  должен
объяснить  мне,  что  при  определении   величины  дворцов  собраний   нужно
отталкиваться  от  средневековых  представлений.  Ульмский  собор, например,
говорил он, имел площадь 2500 кв.м; когда его  начали строить в  XIV веке, в
Ульме было  всего 15000 жителей вместе со стариками и  детьми. "То есть  они
никогда не  заполнили  бы это помещение.  Напротив,  для миллионного  города
Берлина зал на 150000 человек можно считать маленьким".
     Немного  поодаль от Южного  вокзала Гитлер хотел в качестве противовеса
этому залу воздвигнуть Триумфальную арку, высоту которой он  определил в 120
метров:  "По крайней мере, это  будет достойный  памятник нашим  погибшим  в
мировой войне. Имя каждого из наших погибших 1,8 миллионов будет высечено на
граните.  Все-таки   что  за  недостойная  штука  этот  берлинский  Памятник
республики.  Как  убого  и недостойно  великой нации".  Он  передал мне  два
чертежа на маленьких карточках: "Эти  чертежи я  сделал десять  лет назад. Я
все  это  время  берег  их,  потому что никогда  не сомневался,  что в  один
прекрасный день построю их. И вот давайте осуществим это".
     Сравнение  с изображенными там людьми показывает, объяснял Гитлер,  что
он  уже тогда предусматривал  диаметр  купола  свыше 200  метров,  а  высоту
Триумфальной арки свыше 100 метров. Ошеломляли не  столько масштабы, сколько
удивительная  одержимость,  с   которой   он   проектировал   монументальные
триумфальные  сооружения, когда у него еще  не было  ни искры  надежды на их
осуществление. И  скорее чудовищным  кажется мне  теперь то, что он в мирное
время, уверяя всех в своей готовности к взаимопониманию, начал  осуществлять
планы,  которые  можно  было  представить себе только  в  связи  с  военными
гегемонистскими претензиями на господство.
     "Берлин  -- крупный город, но  не  мировой  город. Посмотрите на Париж,
самый красивый город  в  мире! Или даже  Вену! Это  города со своим лицом. А
Берлин не более чем беспорядочное скопление зданий. Нам надо превзойти Париж
и Вену", --  говорил  он во время ставших частыми  совещаний, в  большинстве
случаев проходивших в  его  квартире  рейхсканцлера.  Прежде чем  начать, мы
обычно удаляли всех других посетителей.
     С планами Вены и  Парижа он подробно ознакомился в предыдущие  годы. Во
время наших  дискуссий он вспоминал их в мельчайших подробностях. В  Вене он
восхищался таким творением зодчества, как Рингштрассе, с ее большими домами,
ратушей,  парламентом, концертным залом;  или  Хофбургом и музеями. Он мог в
правильном  масштабе  изобразить  эту  часть  города и  понял, что  парадные
здания, как и памятники, должны быть доступны  обзору со  всех сторон. Этими
сооружениями он  восхищался,  даже если  они не  вполне  соответствовали его
представлениям,  например,  неоготическая ратуша:  "Здесь Вена  представлена
достойно.  Напротив, возьмите  берлинскую ратушу.  Берлин получит  еще более
красивую, чме Вена, можете на это положиться".
     Еще большее впечатление  на  него  производили  широкие  улицы  и новые
бульвары, созданные  в  Париже  Жоржем  Е.Хаусманом с 1853  по  1870  г.г. и
стоившие  2,5   млрд.франков   золотом.   Он  считал   Хаусмана   величайшим
градостроителем  в истории,  но надеялся, что я  его превзойду.  Многолетняя
борьба Хаусмана заставляла его ожидать, что и генеральный план реконструкции
Берлина  встретит  сопротивление, только  благодаря  его авторитету, как  он
считал, удастся осуществить его.
     Впрочем,  вначале  он  применил хитрость,  чтобы  сделать  сговорчивыми
непокорные городские власти, считавшие планы Гитлера дарами данайцев,  после
того,  как  выяснилось,  что  им  придется  нести  значительные  расходы  на
освобождение   центра  города  от  путевого  хозяйства  и   создание   улиц,
строительство общественных  сооружений, а также скоростной железной  дороги.
"Мы  какое-то  время будем  рассматривать  планы  строительства нашей  новой
столицы  на  Мюрицзее  в  Мекленбурге.  Вы  увидите  сами,  как  зашевелятся
берлинцы,  почуяв  опасность,  что правительство  рейха  покинет  город", --
сказал  он.  И  действительно,  нескольких  намеков  такого  рода  оказалось
достаточно,  и  скоро  отцы  города  проявили  готовность принять  проектные
расходы.  Гитлера  еще  несколько  месяцев   забавлял  этот  план  немецкого
"Вашингтона",  и он фантазировал,  как  можно  было  бы  из  ничего  создать
"идеальный город".  Но в  конце он все это забросил: "Искусственно созданные
столицы всегда остаются мертвыми. Вспомните  Вашингтон или Канберру. И у нас
в  Карлсруэ  нет  жизни, потому что там  бумажные  чиновничьи души варятся в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 214
 <<-