|
Ефрейтор имел на погонах 1, унтер-офицер – 2, а фельдфебель (вахмистр) – 3
белые поперечные лычки. Что касается офицерского состава, то лейтенант имел на
погонах 1 красный просвет, обер-лейтенант – 1 красный просвет и 1 серебряную
четырехугольную звездочку, ротмистр (капитан) – 1 красный просвет и 2
расположенные «в столб» звездочки, майор – 2 красных просвета, подполковник – 2
красных просвета и 1 звездочку, полковник – 2 красных просвета и 2 звездочки «в
столб». В окончательном виде (после создания Казачьего Кавалерийского
корпуса летом 1944 г.) нашивки казаков донских конных полков были
желто-сине-красными (цветов государственного флага Области Всевеликого Войска
Донского 1918-1919 гг.) с надписью белыми заглавными литерами ДОН (DON) в
главе щитка; кубанских – черно-красными с надписью белыми заглавными литерами
КУБAHЬ (KUBAN); терских – черно-синими (черно-голубыми) с надписью белыми
заглавными литерами ТЕРЕК (TEREK) или аббревиатурой ТВ (Терское Войско);
сибирских – желто-синими с вышитой желтыми заглавными литерами аббревиатурой
ПСВ (Полк Сибирского Войска). Чины дивизионных частей Казачьей кавалерийской
дивизии носили нарукавные щитки с тремя горизонтальными полосами (желтой,
красной и синей), а штабные чины казачьих кавалерийской дивизии и, впоследствии,
корпуса – овальную нарукавную нашивку черного цвета с красной каймой, с
изображением вертикально расположенной золотой атаманской булавы-пернача,
перекрещенной двумя казачьими шашками в черных с золотом ножнах рукоятями вверх.
Тактический знак (эмблема)
Тактическим, или опознавательным знаком Казачьей Кавалерийской
дивизии служило наносившееся на технику и транспортные средства дивизии желтой
масляной краской изображение вертикально расположенного атаманской
булавы-пернача, перекрещенной двумя обнаженными казачьими шашками,
направленными остриями вверх.
Кокарды казаков фон Паннвица
Донские казаки дивизии, а затем и корпуса фон Паннвица носили на
головных уборах овальную кокарду красного цвета с синим или зеленым ободком,
кубанские – овальную красную кокарду с черным ободком, терские – овальную синюю
(голубую) кокарду с черным ободком, сибирские – овальную желтую кокарду с
черным ободком. Не возбранялось и ношение добровольцами, унтер-офицерским и
офицерским составом старых кокард царского времени. Казаки 5-го Донского
конного полка носили на головных уборах серебряную «мертвую голову» так
называемого «прусского типа». Моду на ношение этого символа верности до гроба
была введена в Казачьей кавалерийской дивизии немецкими военнослужащими,
переведенными в дивизию из состава 5-го кавалерийского полка германского
вермахта. Символ «мертвой (Адамовой) головы» был широко распространен среди
казаков еще со времен героя Кавказских войн генерала Бакланова и был настолько
популярен, что некоторые из них даже носили на левом рукаве выше локтя черный
щиток с белым черепом и костями.
Казаки караульного эскадрона носили на рукавах мундиров (ниже локтя)
и шинелей георгиевские черно-оранжевые шевроны углом вверх.
До войны в Милау (Млаве) располагался крупнейший учебный центр
польской армии, на базе которого можно было подготовить соединение общей
численностью от 10 до 15 тысяч человек. Незамедлительно были сформированы
дивизионные части обеспечения. В Мохово разместились Запасной добровольческий
учебный полк, Школа юных казаков (казачье юнкерское училище), казачьи
офицерские курсы и даже редакция казачьей газеты. Преподаватели и воспитанники
Школы юных казаков носили на лад левым обшлагом мундира зеленую, с белой каймой,
манжетную ленту с вышитой белыми нитками надписью «Школа юных казаков».
Подавляющее большинство чинов дивизии общалось между собой на русском языке,
основным языком общения с немецким «рамочным персоналом» был также русский
(генерал Гельмут фон Паннвиц, сам свободно владевший русским языком, в
приказном порядке потребовал от своих немецких подчиненных выучить 500 наиболее
употребительных русских слов), хотя в то же время использовались немецкие
технические (в том числе ветеринарные) термины. Численность казачьего конного
полка составляла около 2000 человек (из них всего 160 немцев).
Утверждения о том, что немцы, якобы, использовали «белых» казаков
лишь в качестве «карателей», не имеют ничего общего с исторической правдой и
служат исключительно двум целям. Во-первых, с целью опорочить самих казаков –
как военных преступников, храбрых лишь в расправах с мирным населением.
Во-вторых, чтобы бросить тень на отношения между немцами и казаками – первые,
якобы, не доверяли вторым и потому боялись использовать их на Восточном фронте
против красных. В действительности же никто из «белых» казаков к красным на
Восточном фронте не перебегал, совсем наоборот. Как вспоминал П.Н. Донсков в
своих мемуарах:
«За что казаки-артиллеристы расстреливают советские танки под
Батайском:
За поруганную церковь,
За расстрелянных отцов.
Косят красные цепи кубанские казаки из пулеметов на Кубанском
предмостном укреплении:
|
|