|
Может, и не стоило бы об этом случае вспоминать. Но, как говорится, тут
«ни убавить, ни прибавить». Был такой эпизод в истории армейского хоккейного
клуба. Был, и ничего здесь не поделаешь.
Создавая новую боевую тройку, тренеру приходится учитывать великое
множество самых разнообразных обстоятельств. И характер спортсмена, и его
игровые навыки, и его творческий почерк, и его понимание общих принципов хоккея,
и возраст, и темперамент, и… да мало ли что нужно учитывать, когда создается
не большой коллектив людей, которым предстоит в течение ряда лет быть все время
вместе, рядом, Ведь когда армейские хоккеисты проходят тренировочные сборы, они
и за столом сидят и в комнатах живут вместе, звеньями. Совсем не прост он, этот
процесс притирки, сживания, если так можно выразиться, характеров.
К сказанному остается только добавить, что юнцом, с которым не хотели
вместе играть Александров и Локтев, был семнадцатилетний Саша Альметов. И не
было потом в нашей команде друзей более верных, чем это звено.
Тренер проектирует звено
Прежде всего тренер «создает» его в своем воображении. Есть одно
непременное условие: это будущее, пока еще только проектируемое звено тренер
должен видеть как бы из завтрашнего дня нашего хоккея.
Новое звено – это идеал тренера, его заветная мечта. И потому, прежде чем
начать комплектование звена, тренер просто обязан отчетливо представить себе,
как оно будет играть тактически, как будет изменяться рисунок его действий по
ходу игры, каким будет техническое вооружение спортсменов, его составляющих.
Если говорить о спортивной стороне комплектования звеньев, то прежде всего
приходится учитывать скоростные качества кандидатов в это звено. Их стартовую
скорость, скоростную выносливость, их «взрывные» качества, умение резко
спуртовать. Ведь если, к примеру, центральный нападающий движется медленнее,
чем крайние, то он не будет успевать ни к завершению атак, ни на помощь к
партнерам.
В свое время, лет эдак пятнадцать назад, в функции центрального
нападающего входила задача обеспечивать тылы крайних, и потому этот центр мог
уступать в скорости своим партнерам» Так, например, играл Виктор Шувалов, когда
подстраховывал Бабича и Боброва.
Но тот снег растаял, те годы давно утекли. Сейчас хоккей стал совсем иным.
Сегодня грани между действиями центрального и крайних нападающих стираются.
И потому было бы ошибочным включать в амплуа центрфорварда задачу подстраховки
крайних, заставлять его играть осторожно, не увлекаясь, избегая риска.
Нет еще и еще раз выступаю против универсализации! Амплуа сохраняются и
будут, видимо, жить еще долгие годы. Но это не значит, конечно, что каждому
хоккеисту не нужно уметь выполнять функции партнера и самые разные подсобные
роли.
В современном хоккее значительно, повысились требования к защитникам. По
классу игры они теперь не уступают своим партнерам из нападения. Вспомним Сашу
Рагулина, признанного лучшим защитником мира 1966 года. В списке ведущих
бомбардиров(!) турнира он, защитник, был одиннадцатым.
В наших внутрисоюзных соревнованиях команды выступают сейчас с тремя
тройками нападающих и тремя парами защитников. (Я пока не говорю о «системе».)
Появилась возможность более стабильного «привязывания» троек к какойто
определенной паре защитников. И потому мы вправе теперь требовать, чтобы все
игроки, уже не в тройке, а в пятерке были равны по своему игровому мастерству,
и прежде всего по своим скоростным качествам. И если один из защитников
«катится» медленнее, то это уже не пятерка, а четверка…
Вовсе не обязательно, конечно, чтобы хоккеисты одного эвена играли
одинаково. Одинаково или похоже обводили соперников, одинаково держали клюшку,
любили бросать с одной руки и т. д. Напротив, соперникам гораздо труднее
бороться против тройки, где все не похожи друг на друга, где каждый играет в
своем, неповторимом ключе. Защитнику трудно противостоять трем очень разным
мастерам, каждый из которых действует посвоему. В мгновенно изменяющихся
ситуациях психологически крайне трудно перестраиваться по нескольку раз в
течение 40–50 секунд.
Это относится и к игре защитников: хорошо, когда игровая манера одного
совершенно непохожа на творческий почерк второго. Прекрасно подобранной парой
защитников, где один дополнял другого, я считаю пару Николай Сологубов – Иван
Трегубов, едва ли не сильнейшую в истории нашего отечественного хоккея.
Но, безусловно, самое важное обстоятельство, которое необходимо учитывать
при формировании звена, – это единство понимания хоккеистами общих принципов
игры, всей тактики современного хоккея.
Все звено должно одинаково представлять задачи, которые стоят перед ним,
одинаково, понимать тактику игры в разных зонах площадки.
Одним из самых совершенных звеньев нашей команды, да и, пожалуй, в нашем
советском хоккее я считал и считаю звено «А».
Звено «А»
В звене «А» играли Константин Локтев, Александр Альметов, Вениамин
Александров. Три заслуженных мастера спорта, три олимпийских чемпиона,
неоднократные чемпионы мира и Европы.
|
|