Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары великих спортсменов :: Боевые искусства :: Гитин Фунакоси - КАРАТЭ-ДО: МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-
 
     Рассказывают, что сам Наполеон однажды в разговоре отметил, что где-то на 
Дальнем Востоке есть очень маленькое королевство, в котором все люди не имеют 
никакого оружия. Скорее всего, он говорил об островах Рюкю, которые в наши дни 
являются частью префектуры Окинава.
     Кажется очевидным, что каратэ должно было возникнуть, развиваться и 
распространяться среди островитян именно по этой причине: закон запрещал 
жителям островов ношение и применение любого оружия.
     Следует заметить, что запрет на оружие на островах Рюкю устанавливался 
дважды: первый раз около пяти веков назад, а второй – двести лет спустя. До 
появления первого запрета остров Окинава разделялся на три враждующих между 
собой королевства: Тюдзан, Нандзан и Хокудзан. Королю Сё Хаси, правившему 
королевством Тюдзан, удалось силой объединить их. После этого он издал указ, 
запрещавший всем жителям острова иметь и носить оружие, в том числе даже старые 
заржавленные мечи. Он также пригласил выдающихся учёных, и государственных 
мужей всех трёх королевств в свою столицу – Сюри, чем заложил основы 
централизованного правления династии Сё на островах Рюкю, которое выдержало 
испытания временем и продолжалось около двухсот лет.
     В 1609 году правящему в то время королю династии Сё Нэй пришлось собрать 
войско для защиты островов от вторжения армии Симадзу, правителя княжества 
Сацума, расположенного в южной части острова Кюсю (ныне эта территория входит в 
состав префектуры Кагосима).
     Воины клана Сацума по всей Японии славились своим боевым искусством и 
внушали страх своим врагам. Неподготовленная армия короля Сё Нэй яростно 
сражалась с профессиональной армией клана Сацума и даже одержала несколько 
побед, но судьбу островов решила неожиданная высадка армии Симадзу на Окинаве. 
Король Сё Нэй был захвачен в плен.
     Симадзу вновь выпустил указ, запрещавший жителям островов иметь оружие, и 
тогда многие рюкюсцы (в основном из сословия сидзоку) начали тайно изучать 
искусство самозащиты без оружия.
     Как всё это происходило в действительности, можно только предполагать, но 
известно, что в течение нескольких столетий жители Окинавы вели обширную 
торговлю с жителями южнокитайской провинции Фуцзянь. Можно предположить, что 
именно там находится источник, из которого китайское «кэмпо» было привезено на 
острова Рюкю. Кэмпо стало прародителем современного каратэ.
     Когда я впервые услышал о боевом искусстве, оно называлось «Окинаватэ», но 
я помню, что ещё ребёнком я часто слышал разговоры взрослых о каратэ и 
Окинаватэ, как о разных понятиях. Тогда иероглиф «кара» в названии каратэ 
означал «Китай» или «китайский». После этого я начал понимать под «Окинаватэ» 
местную «окинавскую», а под каратэ – китайскую разновидности боевого искусства 
и всегда очень тонко чувствовал различие, если речь шла об этих двух видах 
боевого искусства.
     В годы действия запрета на оружие из княжества Сацума на острова приезжали 
проверяющие, которые должны были убедиться в самом строгом исполнении запрета. 
Очевидно, что заниматься каратэ, которое в результате тяжёлых тренировок давало 
человеку силу и умение убивать без оружия, можно было только в глубокой тайне. 
Как я уже говорил ранее, обучение каратэ проводилось тайно и в первые годы 
правления Нэйдэи. Скорее всего, так было потому, что древний многовековой 
запрет всё ещё сохранялся в памяти людей.
     По моим личным наблюдениям, в народных танцах Окинавы используется 
множество движений, характерных для каратэ, и причина этого, как я думаю, в том,
 что наши предки, изучавшие каратэ в глубокой тайне, вводили его технические 
элементы в танцы, чтобы можно было запутать и обмануть представителей власти. 
Действительно, каждый, кто внимательно понаблюдает за движениями исполнителей 
народных танцев Окинавы (а они сейчас становятся всё более популярными в 
больших городах), заметит, что они сильно отличаются от более грациозных танцев 
других японских островов. Окинавские танцоры используют руки значительно 
энергичнее, а их выход на танцевальную площадку и завершение танца напоминают 
начало и конец исполнения всех ката каратэ.
     Выражение «Каратэ начинается и кончается этикетом» заключает в себе 
глубочайшую суть искусства каратэ-до. Что касается самой Окинавы, то её жители 
в течение многих веков считали свою страну местом, где строго соблюдаются все 
тонкости этикета.
     Знаменитые «тории» установленные перед входом в королевский замок в 
древней столице острова – Сюри, назывались «Сюрэй но Мон» – «Ворота вежливости».
 После того, как к власти пришло правительство Мэйдзи, и Окинава стала 
префектурой, Сюрэй но Мон и королевский замок, к которому они относились, были 
объявлены национальным достоянием. Увы, тории Сюрэй но Мон больше нет: они были 
полностью разрушены во время битвы за Окинаву в конце Второй Мировой войны. По 
иронии судьбы, американская военная база расположена как раз на том месте, где 
прежде стояли знаменитые тории – прекрасный символ мира.
     
Изменение названия
     
     Японский язык очень трудно познать в совершенстве, он не всегда так 
понятен и однозначен, как хотелось бы: различные по написанию иероглифы могут 
иметь одинаковое произношение, а один и тот же иероглиф может произноситься 
по-разному, в зависимости от его употребления. Слово «каратэ» является 
прекрасным примером подобного случая.
     С иероглифом «тэ» разобраться просто – он означает «рука» или «руки», но 
существуют два совершенно разных иероглифа «кара», которые произносятся 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-