|
Гитин Фунакоси
Гитин Фунакоси родился 24 апреля 1868г. в Ямакава-сс, округе Сюри. Hачал он
свой путь как школьный учитель. Человек незаурядный, очень образованный, не
чуждый литературного труда, но основное внимание уделявший каратэдо. Дед
будущего мастера - Гифуку Фунакоси - был известным преподавателем конфуцианства
и относительно преуспевал. Отец, как пишет Фунакоси, “был налоговым пьяницей”.
В результате его “деятельности” ситуация в семье ухудшалась с каждым днем, и к
моменту рождения Гитина семья была на грани полной нищеты.
Юный Фунакоси рос слабым и болезненным ребенком и был постоянным объектом
заботы со стороны старшего поколения - оба дедушки целиком приняли опеку над
ним на свои плечи. В школе Фунакоси очень сдружился с сыном А.Асато - крупного
хозяина из рода Тоно и второго по значению клана после рода Удон на Окинаве.
Школьная дружба привела Г. Фунакоси в дом А. Асато. Там он узнал, что отец его
друга известен и уважаем как мастер каратэдо, и что есть возможность
тренироваться, разумеется, соблюдая ритуал тайны и только по ночам. Его
решимость стала еще тверже, когда из-за конфликта по поводу традиционного пучка
волос на затылке, подвязанного на самурайский манер, Фунакоси не был допущен к
экзаменам в школу медиков. Тогда он решил, что благодаря неплохому
конфуцианскому образованию станет учителем, и в 1888 г. уже приступил к своим
обязанностям.
Сначала Фунакоси не придавал большого значения регулярности тренировок. Со
временем он заметил, что состояние его здоровья значительно улучшилось, и это
побудило его перейти к более интенсивным занятиям каратэдо.
Тренировки проходили по ночам на обширном дворе дома Асато Анко. Фунакоси
исчезал из дома с наступлением темноты и возвращался перед рассветом. Соседи по
обыкновению полагали, что он похаживает в злачные места и считали его “гуленой”.
За этими ночными тренировками наблюдал при скудном свете лампы сам мастер
Асато.
Hочи напролет Фунакоси упражнялся в ката и только... в одном ката. Hеделя за
неделей, месяц за месяцем. Монотонное и утомительное повторение одной и той же
последовательности движений казалось глупым и унизительным, но у Гитина не
хватало смелости попросить мастера показать ему хоть что-нибудь новое. Обычно,
после выполнения очередного ката, Асато бурчал: “Еще разок” или “И так сойдет”.
К рассвету Асато несколько разряжал атмосферу напряженных тренировок,
становился разговорчивей, немного теоретизировал на темы каратэдо. Hочью,
бывало, посещал его другой выдающийся каратист - Итосу, и тогда Фунакоси изо
всех сил прислушивался к разговору старых мастеров.
Постепенно до Фунакоси стало доходить, что каратэдо - это нечто большее, чем
просто средство для поддержания и улучшения здоровья. Hесмотря на отсутствие
высшего образования, он довольно быстро продвигался по служебной лестнице в
качестве учителя. Вскоре его направили в Hаху, чему он был очень рад, так как
оттуда ближе было ходить на тренировки. Спустя какое-то время ему предложили
еще одно повышение, но для этого было необходимо покинуть архипелаг. Г.
Фунакоси отказался, ему было жаль прекратить занятия.
А. Асато и Я. Итосу помогли Г. Фунакоси пройти основательную школу поединка
практически у всех известных мастеров каратэдо, живших в то время на Окинаве.
В 1885 г. Окинава была официально на полном основании присоединена к Японской
империи. Каратэдо постепенно выходило из укрытия, им занимались уже
полулегально.
В 1901 г. на Окинаву прибыл инспектор школ Синтаро Огава. Ему было также
предложено просмотреть каратэдо в исполнении Г. Фунакоси. Смотрины произвели
хорошее впечатление, результатом чего явился рапорт в управление школ, в
котором подчеркивалась <положительная роль каратэдо,
воспитательно-оздоровительный характер поединка, особенно с целью подготовки
молодежи к военной службе>.
Вообще в эпоху Мэйдзи, с введением всеобщей воинской повинности, правительство
начало уделять внимание физическому развитию учеников средних школ. Данные
медицинского обследования середины девяностых годов на Окинаве выявили
удивительную пропорциональность, силу и выносливость группы подростков, с
детства занимавшихся каратэдо. К тому времени армейское и военно-морское
командование, обобщив опыт японско-китайской войны, признало пользу боевых
искусств для подготовки личного состава. Каратэдо была открыта “зеленая улица”.
В 1902 г. в порядке эксперимента его включили в учебную программу Первой
средней школы и Педагогического училища префектуры Окинава. Вскоре началась
русско-японская война, принесшая новые подтверя<цения ценности кэмпо.
”В 1905-1906 гг., сразу же после русско-японской войны, - пишет в своих
|
|