|
на пятую скорость при правильных оборотах.
В наши дни указатели числа оборотов на дисплее в кокпите используются только на
тестах и тренировках. В гонке я полагаюсь при переключении на более высокую
передачу только на красные огоньки: первый сигнал за 300 об/мин, второй на
границе ограничителя оборотов. При первом переключении вниз мне приходится
полагаться только на собственные чувства. В дальнейшем пальцы, нажимающие на
переключатель, просто не могут поспеть за торможением, поэтому я не могу
выбрать не ту скорость, а должен просто считать, что в нашей семискоростной
коробке передач было очень не просто, ведь все происходит за сотые доли секунды.
Чтобы иметь ориентир, я установил на дисплее указатель третьей скорости.
Отдельная история — это торможение в быстрых поворотах. С тех пор как у
большинства машин осталось только по две педали (сцепление электрическое, с
помощью рычага на руле), почти все гонщики тормозят левой ногой. В Benetton
были проблемы с расположением педалей, и при обычном сцеплении я использую
левую ногу только для классического «левого» торможения, то есть если правая
нога одновременно остается на газу. Тормоза «прижимают машину к земле»,
опускают нос, скажем, на два миллиметра ниже, влияют на аэродинамику и таким
образом на сцепление с дорогой, то есть стабилизируют поведение машины в
быстрых поворотах.
Другими словами, с помощью «левого» торможения я могу менять центральную
прижимную силу, созданную аэродинамическим днищем. Я так делаю в очень быстрых
поворотах, которые немного не дотягивают до полной скорости, как, например, в
левом вираже стартовой прямо «Сузуки», перед шиканой.
Из многочисленных сил в гоночном спорте для меня есть еще два особенных друга,
которые играют роль в том, чтобы выходные были приятными: центробежные силы и
усилия на рулевом управлении.
Пытаться сопротивляться собственным телом против центробежных сил бессмысленно
изначально. Давление изнутри тебе в любом случае приходится выдержать, поэтому
ты пытаешься дать центробежным силам вести свое тело как единое целое. Значит,
каждый его кусочек должен найти опору: руки на руле, туловище пристегнуто
ремнями, таз и ребра на сиденье, шея и голова на специальных пористых колодках
на боковых стенках кокпита.
С другой стороны, нет никакой помощи при поднятии ног (не только в «Красной
воде» в Спа) и наклоне внешнего колена в повороте. Но самое жестокое
воздействие центробежных сил испытываешь при торможении: провисаешь на ремнях,
как будто вмазался в стену.
Борьба с усилиями на руле тоже сильно зависит от рабочих условий в кокпите. Чем
ближе ты к рулю, тем больше сил ты можешь выжать из плеч и рук. Когда монококи
стали становится все уже и уже, в 1989 году я оказался в Ferrari в
отвратительном положении. Не было практически никакой передачи усилий на плечи,
все приходилось делать кистями рук. При этом чрезвычайным нагрузкам
подвергаются мускулы между большим и указательным пальцами. Я интенсивно
тренировал их в гимнастическом зале, но все равно были гонки, когда из-за
ужасной боли в руках мне приходилось замедляться. У Найджела Мэнселла руки
более сильные от природы и в этом смысле у него сильное преимущество надо мной.
Те времена, когда у нас в баках было по 200 кг горючего, тоже сказывались на
управлении, и воспаления соответствующих мускулов были обычным делом. Многие
молодые гонщики не справлялись, так как в Формуле 3 они вообще не встречались с
таким родом усилий на руле. Когда в 1997 году в Benetton я впервые увидел
гидроусилитель руля, я почувствовал себя просто великолепно. Между «иметь» и
«не иметь» огромная разница. Вообще-то это просто нечестно — гоняться с
усилителем руля против кого-то, у кого его нет.
Не верьте, что от сервопривода страдает точность управления. Она вообще не
зависит от усилий при вращении и всю ту чувствительность, которую должен иметь
гонщик, он может вложить в настройки серво.
Мастерство вождения в Формуле 1 логичным образом складывается из многих качеств.
Например: агрессивность, рефлексы, глаза, физическая выносливость,
дальновидность, технические знания, опыт, тактические соображения, дисциплина.
Кроме этого, есть еще шестое чувство, чтобы восстановить контроль над уже
«потерянной» машиной. «Владение машиной» — это просто смешной термин для этой
области за границами возможного, но в нашем бизнесе просто договорились
употреблять для этого сухое слово
«car control»
.
Super car control
— это дело гениев и совсем не обязательно того гонщика, который станет
чемпионом мира. Этот дополнительный инстинкт нужен только тогда, когда ты уже
зашел за все границы и вытаскиваешь машину оттуда, куда она вообще не должна
была попасть. Я потому и считаю Сенну самым большим артистом из всех, что он
использовал практически каждую сотую долю секунды по эту сторону границы, но
практически никогда ее не пересекал. Я думаю, сегодня Шумахер ближе всего к
нему в этом отношении.
Типичными представителями такого гениального избытка
car control
|
|