|
защиты органов слуха — значит, рисковать стать глухим.
Гран-при Канады 1989 года, Монреаль, я в Ferrari стою во втором стартовом ряду,
впереди Прост и Сенна на McLaren. Трехминутный сигнал, две минуты, я надеваю
шлем, одна минута, зеленые флаги, разрешающие прогревочный круг, мой двигатель
запускается, и у меня сразу возникает странное чувство. Что-то не так, я
трогаюсь, и после первого поворота понимаю: я забыл беруши.
Шум мотора уже на прогревочном круге настолько пронзителен, что было бы
абсурдным полагать реальной возможность выдержать всю гонку на боевой частоте
вращения. Не говоря уж о том, что остаток своей жизни я буду глухим.
Заезжать в боксы? Вставить беруши и стартовать последним из боксов, вслед за
пелетоном? Страшно подумать, что я выслушаю тогда от Фиорио! Да я буду
выглядеть последним дураком!
Так что я обычным образом выезжаю на стартовую решетку, газую «вумм-вумм-вумм»,
жду красного сигнала светофора, и, пока он еще не сменился на зеленый, поднимаю
руки. Это знак какой-то проблемы в машине, который должен привести к отмене
старта, поскольку может существовать опасность, что сзади стоящие машины въедут
в мою. Мотор я, конечно, заглушил.
И действительно, директор гонки показывает красный флаг. Отмена старта. Все
механики бегут к своим автомобилям, конечно, особенно много бежит к моей, думая,
что возникла огромная проблема. По радио я не могу ничего сказать, связь
прослушивается. Когда первый механик спрашивает меня в шлем, что случилось, я
отвечаю, заводите спокойно мотор и дайте мне каким-нибудь умным способом пару
берушей.
Нужно быть внимательным, поскольку все смотрят на меня и мой автомобиль. Но
времени достаточно, поскольку до повторного старта все гонщики выбрались из
машин, и была дана задержка 10 минут. Эта задержка была и для 96 телестанций и
400 миллионов зрителей тоже, потому что господин Бергер, к сожалению, забыл
свои беруши.
Механики Ferrari переместили свою активность к двигателю, открыли капот и стали
суетиться вокруг. Я забрался на стенку, отделяющую боксы, между делом кто-то
сунул нечто мне в руку, и так я смог, наконец, вставить себе беруши.
Вспоминая об изысканных шумах, я наталкиваюсь на мысль о 12-цилиндровых моторах
Ferrari (до 1995 г.), которые на некоторых оборотах могли производить
совершенно особую, благородную звуковую окраску, еще более «рычащую», чем
другие «жеребцы», и особенности этого рычания можно было почувствовать даже под
шлемом и в берушах.
Вспоминая дальше, я опять обращаюсь к турбомоторам (до 1988 г.):
Они грели душу не только снаружи, например, когда Нельсон Пике проходил вершину
холма в Кялами, чувства при езде тоже были интенсивней, чем с атмосферным
мотором. Шум в целом, грохот плюс вибрации, были хотя и меньше, чем сейчас, но
ведь и использовались намного меньшие числа оборотов. При этом его свист
обладал ядовитостью, которая подстегивала… Звук «фффффф» 1,5-литрового
турбомотора имел больше агрессивной мощи, чем любой шум 3,5-литрового
атмосферного двигателя.
Самое разочаровывающее поле для восприятия — чистая скорость. Для настоящего
гонщика Формулы 1 здесь нечего романтизировать: скорость — это рабочая функция,
и в этом нет ничего захватывающего, безумного или страстного. Скорость стала
настолько рутинным делом, что разницу между 120 и 320 км/ч я могу объяснить
только как зубец на распечатке данных телеметрии. Скорость — это рабочая среда,
такая же нормальная, как письменный стол для чиновника.
Один журналист не удовлетворился этим и говорит:
Все-таки у гонщика должно быть что-то типа переключателя замедленной съемки, у
вас же происходящее идет совсем с другой скоростью, чем у нас, если бы мы
приближались к концу прямой со скоростью 300 км/ч.
На это я отвечу: существенное отличие талантливого гонщика от нормального
человека — это основы поведения. Все остальное — это только привычка. Лучше чем
у нетренированного синхронизированы восприятие и реакция, но поэтому шпилька и
не приближается ко мне в режиме замедленного показа. Есть совершенно обычный
эффект автобана: если два Porsche движутся по автобану друг за другом на
скорости 220 км/ч, ни один из них не будет воспринимать другого захватывающе
быстрым, и у него будет достаточно резервов для правильной реакции на любой
маневр другого (если только тот не сделает что-нибудь идиотское, типа нарочного
торможения).
Кроме того, «эффект замедленного показа» мне знаком только по ситуациям,
которые и для меня были экстремальными; в этой книге много мест, где я об этом
говорю.
С ускорениями у гонщика такие же отношения, как и со скоростью: чрезвычайное не
описывается красивыми словами. С нуля до ста за 2,5 секунды, тебя сплющивает,
не хватает воздуха, ты боишься, что мозги вылетят вместе с выхлопом… но если
переживешь это тысячу раз, будешь считать нормальным.
Когда я в 1997 году из-за болезни был вынужден пропустить три гонки и затем
приехал на первые тесты в Монцу, я был просто очарован ускорением автомобиля,
которое просто не хотело заканчиваться. Я по-настоящему увлекся, сначала даже
предъявлял чрезмерные требования. Но через полдня я сказал нашему двигателисту:
«Смотри, на 14.300 есть провал, и при 16.000 не ведет себя оптимально». Я снова
чувствовал тонкости вроде 5 л.с. в ту или другую сторону.
Что касается остроты ощущений при вождении автомобиля Формулы 1, то, несомненно,
«бомбой» здесь является торможение. Дело заходит так далеко, что даже опытные
|
|