|
Что бы мы ни говорили перед матчем футболистам, как ни успокаивали их, а
все-таки они волновались. Очень уж им не хотелось ударить в грязь лицом в игре
со столь знаменитыми мастерами! Каждый из нас, конечно, понимал, что здесь, в
Лондоне, перед переполненными трибунами мы защищаем честь не только своего
динамовского клуба, но и честь всего советского футбола.
Игра шла равная, но к 30-й минуте тем не менее «Челси» вел уже в счете – 2:0.
Оба мяча были забиты Гулденом и Уильямсом из-за не совсем согласованных
действий нашей защиты и вратаря.
Я, однако, видел, что играем мы ничуть не хуже соперников. Больше того, наши
нападающие то и дело переигрывали защитников «Челси», но, излишне волнуясь,
никак не могли добиться успеха. Зрители тоже заметили, что мы умеем играть, и
все чаще в момент удачных действий динамовцев на трибунах вспыхивали
аплодисменты.
Бывает, что человек, придя в театр на спектакль с участием знаменитых актеров,
вдруг замечает, что молодой, никому не известный артист ничуть не уступает в
мастерстве своим именитым коллегам. Вскоре на это обращает внимание весь зал, и
к новичку возникает симпатия. И вот уже ему аплодируют больше, чем другим,
потому что рождение нового таланта не оставляет публику равнодушной.
Мне кажется, похожие чувства испытывали зрители матча «Челси» – «Динамо».
Рождение «тигра»
Тем временем наступил ключевой момент игры. Томми Лаутон, этот действительно
выдающийся центрфорвард, не входя в штрафную, нанес удар необычайной силы в
правый от Хомича верхний угол ворот. В тот момент я только и успел подумать:
все, верный гол. Как Хомич в броске отбил мяч, и сейчас объяснить не смогу.
Вратарей с такой реакцией я не встречал.
Теперь представьте себе, как должна была реагировать на бросок Хомича публика,
если даже я, тренер, стоявший у его ворот, не мог поверить в то, что он
парирует удар Лаутона.
Мне кажется, что прежде всего за этот бросок Хомич и получил в Англии прозвище
«тигр».
Алексею Хомичу в то время было 25 лет. До войны он играл в команде московского
мясокомбината, затем был призван в армию. В 1944 году выступал за футбольный
коллектив, динамовского райсовета столицы, откуда мы его и пригласили к себе.
Для вратаря рост Хомича был невелик – всего 172 сантиметра. Но обладал он
исключительной прыгучестью и редкой реакцией. Вообще, он был разносторонний
спортсмен – увлекался акробатикой, плаванием, волейболом, шахматами. Занимался
и прыжками в воду, что помогло ему выработать такие качества, как смелость и
расчетливость, столь необходимые вратарю.
Тренировался Хомич самозабвенно, режим соблюдал неукоснительно. Несколько
замкнутый по натуре, он много размышлял о футболе, постоянно анализировал свою
игру и игру других вратарей, благодаря чему разработал и освоил собственную
технику приема мяча и теорию бросков, кстати весьма логичную. У него был
истинно спортивный характер. Компромиссов не признавал. В любой игре, в любом
соревновании стремился только к победе.
Дебютировав в сезоне 1945 года, Хомич сразу стал одним из лучших вратарей
страны и оставался таковым на протяжения многих лет. Может быть, на выходах он
действовал не всегда удачно, а вот что касается непосредственно игры в воротах,
равных ему в нашем футболе я не знал.
В 1953 году Хомича вывели из московского «Динамо» с неумной и обидной для него
формулировкой: «за потерю прыгучести». Обидной потому, что она была
несправедливой. Два сезона затем он с большим успехом защищал ворота минского
«Спартака», а впоследствии стал спортивным фотокорреспондентом.
Всегда всем футболистам, которых тренировал, я объяснял, что, выступая в гостях,
не так уж трудно, если играешь хорошо, завоевать симпатии местных зрителей:
«Проведите красивую комбинацию, ловким финтом поставьте соперника в неловкое
положение, ни в коем случае не грубите… И болельщик будет аплодировать вам».
В конце первого тайма английский судья Кларк назначил в ворота «Челси»
11-метровый удар. Трибуны приветствовали его решение одобрительным гулом. И
надо же так случиться, что мяч пробитый Л. Соловьевым, попал в штангу. Точно
так же, как месяц назад в финале Кубка СССР. Огорчились, конечно, все мы ужасно.
Но что делать, надо играть дальше.
И вот перерыв. Что в такой ситуации говорить футболистам? Я понимал: ни в коем
случае нельзя упрекать игроков за допущенные промахи. Ребята, надо сказать,
|
|