|
вред коллективным действиям, объединяя их общим понятием «мудрствование
лукавое». Эту его точку зрения я полностью разделял и в дальнейшем, став
тренером, так же строго судил игроков за действия, которые, быть может, внешне
и были эффектны, по пользы команде не приносили.
Творческие диспуты Квашнина сыграли большую роль в тактическом воспитании
команды, они будоражили мысль, заставляли игроков постоянно думать о том, как
правильнее сыграть в той или иной ситуации. В те времена, мне думается, и
сформировался стиль игры динамовской команды, основанный прежде всего на том,
что футболист, владеющий мячом, должен немедленно сделать передачу партнеру,
если тот находится в более выгодной для развития атаки позиции. И не одно
поколение динамовцев Москвы следовало этому стилю. Не просто было, скажем,
футболисту со стороны, даже очень сильному, сыграть в нашей команде. Когда в
1945 году московское «Динамо» пригласило в поездку в Великобританию такого
мастера, как Всеволод Бобров, ему поначалу пришлось туго, поскольку партнеры,
несмотря на всю его именитость, тут же по-простецки выговорили ему за
передержку мяча и попытки взять игру на себя в те моменты, когда они занимали
лучшее положение для ведения атаки. Бобров чуть поворчал, по перестроился, и
это сразу пошло на пользу команде.
Квашнин не уставал повторять: «Играть нужно как по нотам!». Он был большой
любитель музыки и виртуозно, во всяком случае на профессиональном уровне, играл
на балалайке, выступал даже с сольными номерами в концертах художественной
самодеятельности в Колонном зале Дома Союзов. У него в связи с этим своя теория
существовала: «У кого есть музыкальный слух, тот с мячом тоньше обращается!». Я
запомнил это его высказывание и стал наблюдать за другими футболистами,
сопоставляя одно и другое качество. Первый же такой опыт меня поразил. Во время
предсезонного сбора на юге я неожиданно для себя выяснил, что у нашего
знаменитого капитана Федора Ильича Селина начисто отсутствовал музыкальный слух.
Мы жили в доме отдыха, где иногда по вечерам проходили танцы. Селин приходил
на них вместе с нами и просил кого-либо из товарищей: «Когда заиграют фокстрот,
скажите мне. Это единственный танец, который я умею танцевать». Тогда я стал
внимательно смотреть за ним на поле и в общем-то убедился в том, что хотя он и
был большим футболистом, но с мячом все-таки обращался не так изящно и ловко,
как, скажем, другие наши динамовцы – Сергей Ильин и Сергей Иванов. С тех пор я
стал сторонником теории Квашнина.
Впоследствии от Сергея Сальникова я слышал такую историю. В 1947 году он играл
в «Спартаке», и Борис Андреевич Аркадьев пригласил его поехать в составе ЦДКА в
Чехословакию. Едут они по Праге в автобусе, все молчат, только на заднем
сиденье кто-то очень чисто насвистывает потихоньку популярную оперную арию.
Потом наступает тишина. Неожиданно Аркадьев спрашивает: «Кто это свистел?». Все
оборачиваются и видят смущенного Севу Боброва, который, покраснев, признается:
«Я, Борис Андреевич». Пауза. Затем Аркадьев громко, с характерным для него
легким заиканием изрекает: «Я так и знал, что это кто-то из тех, кто ловко
управляется с мячом!». Судя по всему, и Аркадьев разделял теорию Квашнина.
Ну а почему же, спросите вы, московское «Динамо» не выиграло осенний чемпионат
страны? И команда по-прежнему хорошо подготовлена была, и не зазнались вроде бы.
С будущим чемпионом – московским «Спартаком» – сыграли вничью – 3:3, причем по
ходу встречи вели 2:0 и 3:2, а в конце пропустили гол с 11-метрового. Исход
борьбы в турнире (в нем уже участвовало 8 команд) решил единственный наш
проигрыш в чемпионате – московскому «Локомотиву». У этого матча была некоторая
предыстория.
Летом 1936 года после окончания весеннего первенства московское «Динамо» в
срочном порядке было командировано в Чехословакию для проведения ряда
товарищеских матчей, о которых я рассказывал несколько ранее. Там, кстати, в
одном из отелей произошла забавная история. Пошли мы ужинать. В небольшом зале
на столе в общем блюде были разложены бутерброды – с рыбой и ветчиной.
Прикинули – вроде на каждого по два не приходится. В это время появляется
Константин Павлович Квашнин. Ребята к нему: что, мол, делать? Квашнин, который
за словом в карман не лез, окинул быстрым взглядом стол и скомандовал:
– Основным игрокам бутерброды с ветчиной, запасным – с рыбой…
Взрыв смеха после таких его слов сотряс, наверное, весь отель. Шутку Квашнина в
команде повторяли еще много лет при каждом удобном случае.
Перед тем как отправиться в Чехословакию, мы успели провести первый матч Кубка
СССР с командой города Константиновки и выиграли его со счетом 3:1. Естественно,
нам очень хотелось выступить успешно в этом престижном всесоюзном соревновании,
которое тоже проводилось впервые и в котором участвовало 83 клуба. Но тут
неожиданная поездка за рубеж. Как быть? Команде официально объясняют: «Вы не
волнуйтесь, кубковый календарь будет переделан, вернетесь и доиграете турнир».
На том и порешили.
Возвращаемся в конце августа из Чехословакии, а нас, оказывается, никто для
проведения матчей Кубка и не ждал. Уже давно определились финалисты, и 28
августа состоялся решающий матч, в котором «Локомотив» победил тбилисское
|
|