Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары великих спортсменов :: Юрий Власов - Цена жизни
<<-[Весь Текст]
Страница: из 34
 <<-
 
озное развитие – это сразу ставит юношу над сверстниками, наделяет все той же 
мнимой исключительностью.
     В общем, это свойственно людям. Не одна привязанность к технике, искусству 
управляет будущим инженером, поэтом или артистом. Здесь страсть, воля и 
честолюбие лепят (нет, не обязательно созидают) человека. Если честолюбие не 
отрывается от реальностей, не смыкается с маниакально-тщеславным чувством 
единственности своего дарования, в нем нет ничего ущербного, ничего от 
бесчувственности к человеку и человечеству. Вся суть в том, что упование силой, 
возведение ее в абсолют, в верховного распорядителя отношений между людьми 
неизбежно калечат личность, дают простор сорным и опасным чертам характера, 
обрекают на умственную и душевную ограниченность. Ценность такого человека для 
общества весьма скромная, ибо он способен лишь к самой примитивной работе; 
отсюда неизбежность столкновения высоких амбиций с невысокой стоимостью 
действительных способностей и возможностей.
     За культом героев Олимпийских игр – тысячелетние традиции, и нет здесь 
передержек; человек в спортивной борьбе выявляет те черты характера, которые не 
могут не вызывать восхищения, волю, презрение к риску и болям, преодоление 
трудностей, большинство из которых не по плечу обычным людям. Какая же 
убедительная демонстрация превосходства над любым из смертных, что за сила, 
ловкость, неутомимость!
     Демонстрация превосходства – вот это для довольно существенной части 
молодых людей оказывается определяющим, самым притягательным в спорте. И 
опять-таки это естественно, ведь это спорт, значит, соревнование. Но рука об 
руку с этим чувством поспешает другое, кровный брат его – агрессивность, 
утверждение кулаком и насилием своего «я», так сказать, своей исключительности 
и, конечно же, самовлюбленность, самолюбование.
     Спорт – это обязательность соперничества, а стало быть, воспитание воли, 
умение через риск и трудности прорываться к победам, но всегда и во всем здесь 
непременно присутствует, пусть в зачаточном состоянии, чувство превосходства. 
Оно из необходимости силой и выносливостью подавлять соперников – то самое 
ощущение исключительности. Присутствие данных черт характера прослеживается у 
всех великих и невеликих чемпионов и часто в таких дозах, когда уже и от самих 
побед разит... разит и мутит. Для людей несложившихся, а в большом спорте, как 
это не прискорбно, нередко встречаются такие, это неизбежно оборачивается 
сужением интересов, обеднением личности, а в соответствующих условиях – и 
вырождением. Немало я встречал подобных суперменов с самыми громкими именами, 
зализанных почтительностью газет, подобострастием публики и с своеобразным 
сознанием вседозволенности (выше закона и вне закона – это все прописи для 
«заурядностей» и «ничтожеств», разных там «доходяг», «очкариков»...).
     Не надо забывать и о том, что существует и популярность, основанная на 
откровенном невежестве.
     Есть кумиры черной силы, кумиры невежества и грубых, примитивных чувств.
     Спорт соединяет в себе два начала: воспитательное, созидающее и 
разрушительное, низменное, тяготеющее к животному. Эти два начала находятся в 
непрерывном борении. Животное всегда имеет преимущество в этом противоборстве – 
оно от более древней основы человека, от инстинктов, от бережения прежде всего 
себя и подавления всех других.
     Ведь древняя поговорка греков «В здоровом теле – здоровый дух» переведена 
неточно. На деле она звучит так:
     
     «Надо молить богов, чтобы в здоровом теле был здоровый дух».
     
     Это уже совсем другой смысл!
     Сила сама по себе не означает нравственного и духовного здоровья. Так 
сказать, качество ее будет прямым образом зависеть от воспитания. Что будет 
заложено в человека, то и станет воспроизводить сила.
     Спорт – могучее средство здорового воспитания и не менее действенное 
средство разложения личности.
     Без понимания этого вряд ли можно определить верное направление 
спортивного движения, характер отношения к нему, всего того, что формирует нашу 
мораль.
     Знания, культура, понимание и любовь к труду – вот то скальное основание, 
которое должно подпирать спорт. Если бы речь шла только об отдельных людях, не 
стоило об этом и беспокоиться, но в определенных условиях эти качества – 
звериная энергия, правота кулака, всеядность как выражение философии побед во 
что бы то ни стало и любой ценой (победителя не судят, победитель всегда прав и 
привлекателен) – становятся частью морали общества, сказываясь уже на всех 
людях.
     В нынешнее время возвеличивания героизма большого спорта, общего, 
безусловного преклонения перед его идолами, гипнотического влияния на массы 
(выражаясь языком сталинской эпохи), особенно на молодежь, воспитательная 
функция спорта дает трещину (да что там трещину – пропасть!), открывая поистине 
безбрежный простор прославлению мускулов и носителей разных видов физического 
превосходства над обычными людьми. Хотят этого люди или не хотят, но животная 
мощь, физическое подавление одного человека другим, преобладание грубой силы 
над духом, чувствами самого высокого порядка, сложным миром души уже занимают 
ведущее место в морали части общества. Извечные ценности, добытые (и добываемые,
 хотя они извечные) упорной работой мысли, мученичеством и горьким опытом судеб 
целых поколений и государств, в том числе и прежде всего искусство (обращение к 
душе как высочайшей святыне, смыслу всех деяний рода гомо сапиенс), а также 
ра
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 34
 <<-