|
дряблостью - лучше спи!..
Глава 26.
Несколько месяцев спустя после чемпионата Хоффман приписал к новому и уже
последнему изданию своей "Тяжелой атлетики":
"...На чемпионате (в Варшаве.-Ю. В.) Брэдфорд показал себя очень сильным,
набрал лучшую сумму... большую, чем когда-либо у Дэвиса, и на 10 фунтов больше,
чем Шемански (подразумевается лучший результат Шемански,- О. В.), но и этого
оказалось мало для победы над молодым русским... Эшмэн из-за поврежденной стопы
почти не мог тренироваться. На чемпионате он взял последний вес чисто на грудь
и в случае успеха занял бы третье место. Однако не справился - и оказался
шестым... До настоящего времени (начало 1960 года.- Ю. В.) американские атлеты
выиграли 46 титулов чемпионов мира и по одержанным победам являются лидерами
мировой тяжелой атлетики..."
Ни моего имени, ни результата Хоффман не назвал. Кроме высокомерия в этом
проявился и определенный расчет. Зачем оставлять в книге память о случайной
победе? Ни Хоффман, ни американские атлеты не приняли мою победу всерьез. Еще
не остыл гриф от захватов Дэвиса и Эндерсона. И уже наливался силой знаток
тренировки Норб Шемански. И Джим Брэдфорд на своем шестом будущем поединке за
титул первого имел все шансы на золотую медаль. В Варшаве он почти дотянулся...
Наступал самый ожесточенный год поединков - олимпийский.
Выступлением в Варшаве завершился спортивный сезон 1959 года. Я выступил на
четырех соревнованиях (из них - в двух международных) и выиграл все. Установил
мировой рекорд в толчковом упражнении, два мировых рекорда в рывке и рекорд
СССР в жиме.
Но главное - я защитил диплом и смог заняться литературой. Путь к ней оказался
околист. В 1953 году я сменил форму воспитанника суворовского училища на форму
рядового с погонами в серебряной окантовке авиационной технической службы. И
только закончив академию, я получил возможность писать. Но в конце 1959 года и
в начале 1960-го я еще не сумел этим воспользоваться - должен был работать по
специальности. Лишь в феврале 1960 года положение изменилось. Не справляясь с
двойной нагрузкой - службой и тренировками, я подал рапорт о переводе в
Центральный спортивный клуб армии (ЦСКА). Приказ о переводе в клуб на должность
инструктора по спорту последовал через несколько недель. Таким образом, спорт
открыл для меня возможность писать. Загвоздка была лишь в том, как это
совместить с тренировками.
Глава 27.
Я ценю честолюбие. Оно чрезвычайно благотворно. Честолюбивый человек - это
работа, это движение, это энергия жизни. Но тщеславие - уже болезнь души. Много
лет спустя я прочел в дневниках Толстого: "Тщеславие есть какая-то недозрелая
любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других... он любит
себя не таким, какой он есть, а каким он показывается другим Эта страсть
чрезвычайно развита... для человека, одержимого ей, она... отравляет
существование..." Эта страсть действительно казнит людей. И уничтожает в
конечном итоге и физически, точнее - самоистребляет.
Если я встречаю писателя, родственного по духу, я схожусь с ним в немом диалоге
на всю жизнь. Он делает как раз то, что в достаточной мере не удается мне:
помогает понять мир и себя. Ему удается вдруг лучше увидеть и сложить в слова
то, что выражает искомую суть. Уже и суть моего движения. И, как ни странно,
слова книг имеют значение силы - материальной силы. Они помогают проявлению
воззрений, следованию им, крепят убежденность.
Инстинкт самосохранения бережет и взлелеивает чувства из разряда предающих. Для
движения нужно переступать через себя. Ведь и то, чему ты отдаешься, не твое.
Оно с виду только представляется главным одному тебе. Только с виду. Разве
рекорд, или удачная глава повести, или чудный танец могут насытить одного
творца? В основе - желание всех, оно лишь переработалось, усвоилось и стало
волей творца. И отречься уже нельзя - это цель всех.
И о пределе движения. Большое, нравственное дело не может иметь предела. Оно
есть существо, естественность жизни. Очень точно об этом говорит Лев Толстой:
"Если есть предел тому делу, которое ты делаешь, то все дело не имеет смысла
или имеет только один ужасный смысл лицемерия". Я думал об этом, уже заранее
отделяя себя от спорта, видя и примеряясь к другим целям и задачам. Поэтому
считал недостойным всякое пребывание в спорте, если утрачена способность к
движению. Любая жизнь на затухании движения, на доходах от славы есть
иждивенчество. Я определил для себя спорт как то состояние, когда присутствует
способность к движению. Без него смысл спорта извращен, эгоистичен, затхл. Уход
из спорта я предполагал в двух случаях непременным: потеря способности
прибавлять в результатах, осознание своей способности делать другое дело, более
важное. Это второе было своего рода выражением другого явления - исчерпаемости
|
|