|
Населяли его главным образом китайцы, которые ненавидели захватчиков и
на каждом шагу оказывали им сопротивление. Тринадцать лет провел на
этом острове Ходзуми. Завоеватели силой согнали китайских крестьян с
земли, в принудительном порядке заставили работать на плантациях. Рис,
чай, сахарный тростник, цитрусовые - все вывозилось в метрополию.
Здесь царил неприкрытый произвол. "Притеснения и насилия со стороны
японских властей по отношению к порабощенному местному населению
вызвали у меня первые сомнения..." - таково впечатление Одзаки от
тайваньского периода жизни.
Сомнения не рассеялись и тогда, когда Ходзуми, окончив среднюю
школу в Тайхоку, отправился в метрополию. В Токио он выдержал конкурс
в Первый колледж Итико, лучший в стране, куда принимали только
наиболее способных; после колледжа, как правило, открывался путь в
Токийский университет. В 1922 году по совету отца Ходзуми перешел на
юридический факультет Токийского университета и в 1925 году получил
степень доктора права.
Еще во время учебы в университете Одзаки понял, что буржуазное
право - это право сильного. Подтверждение этой мысли он находил в
окружающей действительности. Так, когда в сентябре 1923 года в стране
разразилось грандиозное землетрясение, правящие классы, опасаясь
народных волнений, решили направить недовольство масс тяжелым
экономическим положением и нераспорядительностью властей против
коммунистов и "инородцев". Началась дикая расправа: четыре тысячи
корейских рабочих было убито, тысячу триста японских революционно
настроенных рабочих и крестьян загнали в тюрьмы. Особенно бесчеловечно
расправились жандармы с девятью коммунистическими деятелями. Семью
руководителя общества аграрного движения Морисаки Генкити бросили в
застенок. Облавы на коммунистов и революционно настроенных студентов
не прекращались.
Потрясенный этими событиями, Ходзуми оставил университет и уехал
на Тайвань. Как-то роясь в библиотеке отца, он нашел книгу о
Фердинанде Лассале, одном из организаторов Всеобщего германского
рабочего союза. Молодой человек еще мало был подготовлен, чтобы
разобраться в путаных оппортунистических взглядах Лассаля, но он
открыл другое: сын купца, Лассаль участвовал в революции 1848 года,
считался пламенным агитатором, возвеличивал рабочий класс. Одзаки
впервые глубоко заинтересовался социальными проблемами.
Он возвращается в Токийский университет. Работает научным
сотрудником, усиленно штудирует труды Маркса, Энгельса, Ленина, статьи
Сэн Катаяма, вступает в профсоюз "Хегикай", вечерами посещает
"Токийский клуб социальных проблем", где ведутся жаркие споры о
судьбах Японии, обсуждаются статьи, напечатанные в журнале "Марксизм".
"Большую часть времени я отдавал изучению именно этих трудов..."
Одзаки горячо симпатизировал молодому социалистическому государству.
Блестящий ум, доскональное знание истории и культуры стран Азии
сделали Одзаки любимцем студентов. У него появилось много друзей.
Ходзуми был слишком умен, чтобы поверять все свои мысли этим друзьям -
ведь большинство из них происходило из имущих классов, каждый
готовился стать влиятельным человеком в государственном аппарате.
Друзья могли пригодиться в будущем, когда Одзаки окончательно изберет
свой путь. А путь был ясен: Одзаки решил последовать примеру отца -
стать журналистом; карьера государственного чиновника его не
привлекала.
В 1926 году Одзаки устраивается на работу в токийскую газету
"Асахи", активно сотрудничает в профсоюзной печати, где выступает под
псевдонимом "Кусано Генкити" (в память о Генкити Морисаки, брошенном
правительством вместе с семьей в тюрьму). Если отец Ходзуми служил
газетно-издательскому концерну "Майници", то сам Ходзуми перешел в
противоположный лагерь - в "Асахи", хотя мог бы, используя знакомства
отца, получить высокую должность в "Майници". Через год Одзаки
перевели с повышением в крупную газету "Осака Асахи", а вскоре он
получил командировку в Китай. Там-то и состоялось его знакомство с
Зорге...
Как понимал Рихард, Одзаки был последовательным антифашистом,
патриотом своей родины. Он твердо считал, что путь внешней экспансии
приведет Японию к гибели.
Таков был новый помощник Зорге. Имелись и китайские помощники в
Мукдене, Кантоне, Шанхае и других городах.
Три года жизни в Китае... Чем они были наполнены?
Организационной работой. Бесконечными поездками. Встречами.
Изучением страны. Рихард вел научно-исследовательскую работу, писал.
Изучал японский и китайский языки. Он словно предчувствовал, что все
это может пригодиться в будущем. Его чемоданы были до отказа набиты
научными материалами о Китае. В кругу китайских журналистов он
цитировал стихи древнего поэта Ли Сянь-юна: "Я исходил страну из края
в край... Давно я не был дома, но, как встарь, не знают роздыха копье
и щит..."
Это были научные занятия под свист пуль.
В Манчжурии разворачивались события чрезвычайной международной
важности.
|
|