|
енерал настоял на ужине в Сосновке. И теперь,
возвращаясь, они обсуждали увиденное накануне. Мария Николаевна почти не
участвовала в разговоре, задумчиво глядя то на дорогу, то на Неву. Ольга
Николаевна, напротив, была оживлена и с восторгом отзывалась о работах Бенуа:
— Он, конечно, романтик и пребывает в оппозиции к современности, от его картин
веет стариной, а сюжеты для них художник черпает в XVIII и раннем XIX веке. Но
образы прошлого в картинах Бенуа впечатляют достоверностью, а иногда он
иллюстрирует и исторические анекдоты. Вы только вспомните картину «Парад при
Павле I»! Это же чудо что такое! А иллюстрации к «Пиковой даме» и «Медному
всаднику» А.С. Пушкина?.. Да он же реформирует русскую книжную графику!
— Ваша девичья восторженность не может не тронуть, милая Ольга Николаевна, но
мне больше понравились шаржи Дени, — генерал усмехнулся. — Как он изобразил
Репина, окруженного красками, приготовленными для работы. Сам Шаляпин оценил
эту работу по достоинству. Вы видели надпись, которую сделал Шаляпин Федор
Иванов на своей карикатуре?
— О да. Там было написано что-то вроде: «Браво, браво, милый Дени. Как быстро
и как ловко это сделано».
— Верно. Слово в слово. И действительно, невозможно не восхититься так быстро
схваченными характерными особенностями образа великого певца.
— Да, но все-таки немного зло. Неужели вас трогает только сатирическое
портретное искусство?
— Почему же? Мне безумно нравятся женские портреты. А не правда ли, женщины,
изображенные на картине Владимира Измаиловича Граве «Силуэт» и «Портрет госпожи
Смородской», очень напоминают Марию Николаевну? — он внимательно посмотрел на
сидевшую рядом Машу. — Тот же четкий и ровный профиль, полные губы, даже
прическа и та похожа.
Ольга Николаевна на это ничего не ответила, а Мария улыбнулась генералу мягкой
и очень грустной улыбкой. Ему вдруг стало неловко за столь неуместное сравнение.
«Откуда такая печаль и такая недетская мудрость в этих девичьих глазах?» —
подумал генерал.
Карета мерно постукивала колесами о камни Шлиссельбургского тракта и мягко
покачивалась на рессорах. Повисла неловкая пауза. Ольга, очень любившая Машу,
понимала, как ей тяжело после смерти мужа. Чтобы как-то сгладить неловкость,
она сказала:
— Генерал, а вы были в Мариинском театре на прощальном бенефисе Вагановой?
— Да, — задумчиво произнес Чернов, — жаль, что Агриппина Яковлевна уходит со
сцены. Прекрасная балерина! Я помню, как она блистала в годы своей юности. Но
возраст, ничего не поделаешь, — заключил он.
— А помнишь, Маша, как княгиня Евгения Алексеевна Голицына, когда в Смольном
институте должен был состояться очередной бал, все время напоминала нам, что
такое танцы?
Машино лицо осталось серьезным, но глаза заблестели.
— Танцы — это приятная веселость, когда ее употребляют со скромностью и
нравственностью, — процитировала она.
И обе звонко рассмеялись. Но сразу же глаза Марии Николаевны погасли, и она
опять задумалась, ее мысли витали далеко отсюда. Ей вспомнилось, как однажды
Петр предложил принять участие в коллективной псовой парфорской охоте в Красном
Селе.
Такую охоту устраивала офицерская кавалерийская школа, в которой одно время
учился муж Марии Николаевны. Он и раньше приглашал ее на охоту, но ее пугали
звуки выстрелов, а главное, ей было жаль убитых животных. А тут она согласилась.
Ей вдруг захотелось понять, что же так привлекало Петра в столь кровавой
забаве.
— Парфорская охота, — объяснял Петр, — это охота с поволоком. Зверя заманивают
куском сырого мяса, пропитанного лисьим пометом, или куском приготовленной
таким же образом губки, взятым в прочную сетку, которую выехавший перед началом
охоты верховой волочит за собой на длинной веревке по заранее намеченному
маршруту.
— Но это же суррогат настоящей охоты! — возмутилась Маша.
— Да, — согласился Петр, — но у этого вида охоты есть одно преимущество:
кавалькада охотников не топчет посевы крестьян.
Утро было морозное. Более пятидесяти мужчин и женщин, все верхом на лошадях,
собрались на большой поляне за Красным Селом. Маша не заметила, кто дал сигнал
к началу охоты, но вдруг затрубил рожок, нетерпеливо залаяли собаки, и всадники
пришпорили лошадей. Маша тоже пришпорила жеребца и посмотрела на мужа: Петр —
раскрасневшийся, с горящими от волнения глазами — был абсолютно не похож на
того доброго, домашнего Петю, каким она привыкла его видеть. Но через минуту
она забыла о муже. Какое-то первобытное, неведомое доселе чувство охватило ее.
Казалось, что она и конь слились, превратившись в единое существо, несшееся
навстречу ветру и грядущей опасности. Все закончилось так же внезапно, как и
началось. Жертву освежевали, и охотники разъехались по домам. Карета генерала
Чернова проехала мимо Каменноостровского летнего театра, в здании которого
часто выступал императорский Михайловский театр и давал концерты Императорский
Великорусский оркестр под руководством основателя В.В. Андреева.
Въехали в город. Когда проследовали мимо дома князя Юсупова на Мойке, дамы
попросили остановить карету, чтобы пешком пройти на Невский и зайти в магазин
товарищества A.M. Остроумова. Фрейлины, любезно поблагодарив генерала Чернова
за прекрасный вечер в Сосновке и гостеприимство, распрощались. Карета двинулась
в сторону Невы и растаяла в дымке.
* * *
Наступил 1917 год — год двух революций: Февральской и Октябрьской, заставивших
многих аристократов и представителей русской интеллигенции покинуть Россию.
Финляндский вокзал в Петрограде. Сред
|
|