|
(которые здесь называются «предикатами»);
— движениям его глаз;
— некоторым особенностям личности.
Типичные варианты возможных предикатов таковы :
— Визуальные: видеть, сфокусировать, мелькать… яркий, темный, туманный…
расплывчато, отчетливо, ясно…
— Аудиальные: слышать, звучать, кричать, оглушать, настраивать, согласовывать…
громкий, тихий… звонко…
— Кинестетические: чувствовать, орудовать, хватать, притрагиваться… теплый,
гладкий, твердый, тяжелый, вкусный, пресный, острый, горький, свежий,
ароматный… пахнуть, пробовать…
— Нейтральные: думать, знать, понимать, воспринимать, помнить, верить…
уважительный, изменчивый…
Перерабатывая информацию, субъект обычно двигает глазами следующим образом :
— Визуалист — налево-вверх или направо-вверх, а также прямо-вверх или по
центру (на месте);
— Аудиалист — налево-вбок или направо-вбок, а также влево-вниз;
— Кинестетик — направо-вниз и прямо-вниз.
По некоторым характерным признакам людей пытаются диагностировать так :
— Визуалист : плечи расправлены, в общении склонен сохранять дистанцию, фразы
предпочитает начинать с местоимения «ты» или «Вы» и разговаривает быстро и
громко со многими паузами… оценивает все вокруг не относя это к себе… в
конфликте зачастую обвиняет…
— Аудиалист : малоподвижный, с минимальной жестикуляцией… предпочитает не
смотреть в глаза, а говоря рассматривает лоб партнера… речь монотонна и как бы
на одной ноте… обычно говорит «те…», «тот…» редко применяет местоимение «я»…
старается не брать ответственность на себя…
— Кинестетик : плечи и шея устремлены вперед… предпочитает быть поближе к
партнеру и любит прикасаться к нему руками, долго держать его руку в своей…
заметно злоупотребляет словом «я»… в конфликтах склонен к извинениям…
Умение слышать предикаты и определять по рефлекторным движениям глаз глубинные
переживания человека дает возможность установить доверительный контакт на
бессознательном уровне и направлять энергию объекта туда, куда Вам надо.
Б. Распознание способа обработки информации
Движения глаз любого человека способны рассказать не только о его модальности,
но и о том, как он работает с текущей информацией.
Рассмотрим 9 направлений взгляда и их рекомендуемую расшифровку :
— направо-вверх — визуальное конструирование (ВК);
— прямо вверх — визуальное воспоминание (ВВ);
— налево-вверх — визуальное воспоминание (ВВ);
— налево-вбок — аудиальные воспоминания (АВ);
— налево-вниз — аудиальные представления (АП); диалог с самим собой;
— прямо вниз — кинестетические представления (КП);
— направо-вниз — кинестетические представления (КП);
— направо-вбок — аудиальное конструирование (АК);
— прямо вперед — визуальные представления (ВП), «навязанные» извне или
берущиеся из памяти.
(Для облегчения ориентаций удобно применять уже упоминавшееся свойство левой
стороны, которая «правдивее» правой.) При столкновении с левшой, прослеживаемая
картина как правило зеркально противоположна.
Стратегия работы с информацией при поиске ответа на вопрос слагается из трех
последовательных этапов:
— поиска информации в подсознательной памяти (используя т.н. ВЕДУЩУЮ систему
представлений);
— предоставления извлеченной информации сознанию (используя т.н.
РЕПРЕЗЕНТАТИВНУЮ систему представлений);
— оценки истинности этой информации сознанием (используя т.н. РЕФЕРЕНТНУЮ
систему представлений).
На каждом из этих этапов действует своя модальность, обычно выявляемая по
направлениям движения глаз, учитывая, что в характерной серии из трех движений
начальное обычно соответствует «выуживанию», второе — представлению, а третье —
оценке.
Модальности этапов прослеживаются и в речи человека — в последовательности
конкретных предикатов проскальзывающих в единой фразе. К примеру: «когда мы
согласованно настроимся (поиск аудиальный) на эту проблему, то ясно увидим
(репрезентация визуальная), что разрешить ее будет довольно тяжело (оценка
кинестетическая)».
Стратегия объекта иной раз меняется в зависимости от ситуации; она
отображается в движениях глаз довольно быстро, и потому, чтобы засечь ее нужна
определенная подготовительная тренировка.
Движения глаз нередко сочетаются с побочными сугубо индивидуальными реакциями,
сообщающими о реальном отношении человека к возникшим перед ним ментальным
образам (глаза пошли налево, а зрачки при этом сузились — неприятное аудиальное
воспоминание о чем-либо…).
В. Калибровка партнера по общению
|
|