|
ипе, те же инь и янь, то есть символы
женского и мужского начала.
Расцвет розенкрейцерства приходится на XVII-й век. Между 1614-ым и 1620-ым
годами было издано около 200 произведений братьев. Очень быстро розенкрейцеры
обрели ореол всемогущества. Очень многие современники и поздние исследователи
приписывали им чудесные способности. В их интерпретации Братство розенкрейцеров
предстаёт перед нами как секретное общество людей обладающих сверхчеловеческими
если не сверхъестественными силами. Рассказывают будто они были способны
предсказывать грядущие события проникать в глубочайшие тайны Природы превращать
железо медь и олово в золото приготавливать Эликсир Жизни или Универсальную
Панацею с помощью которого они могли сохранять вечную молодость 53.
Розенкрейцеров преследовали, но не очень активно и главным образом со стороны
церкви, упрекавшей их в использовании «дьявольской» символики и фаллической
интерпретации креста. Впрочем, времена костров уже миновали, да и сами
розенкрейцеры усиленно подчеркивали свою приверженность христианской вере. Лишь
в 1620-ом году Адам Хазелмейер секретарь эрцгерцога Максимилиана был сослан на
галеры за участие в делах розенкрейцеров. Известно также что пятеро
розенкрейцеров были повешены в Германии за принадлежность к Братству.
Свою роль в том что масштаб репрессий по отношению к розенкрейцерам был
заметно меньшим чем по отношению к злосчастным тамплиерам сыграло и более
последовательное желание Братства сохранить свои достижения в тайне.
Конспирация была настолько совершенной что до сих пор толком не известно
существовало ли Братство на самом деле или все эти легенды и символы придуманы
сравнительно небольшим кружком немецких интеллигентов того времени. Точно
известно что к концу XVIII-го века Братство более не афишировало свою
деятельность окончательно уйдя в подполье.
* * *
Как бы там ни было но и у розенкрейцеров вскоре нашлись последователи. Они
хорошо известны нам потому что практически с момента основания своего общества
и по сей день активно участвуют в делах политики. Они именуют себя масонами.
Масонское тайное общество было образовано в начале XVIII-го века и
первоначально представляло из себя профессионально-ремесленный союз. В союз
входили так называемые каменотёсы свободных камней от латинского словосочетания
sculptores lapidum liberorum. Свободными камнями free-stones в свою очередь
назывались в Англии мягкие каменные породы — вроде мрамора или известняка —
использовавшиеся для тонкой барельефной работы.
В эпоху готического стиля франкмасонами называли квалифицированных
строительных рабочих. Позднее когда различие двух категорий каменщиков утратило
практическое значение (XIV век) цехи каменщиков называют безразлично то просто
масонскими то франкмасонскими.
Масонские ложи — братства — лишь постепенно выделились из цехов в виде особой
организации. При этом братство более сплочённая и дружная часть цеха хранит
традиции морального общения и взаимопомощи. Члены цеха уже могут и не быть
членами братства а с другой стороны для поступления в братство не требуется
быть цеховым рабочим. Древнейший документальный случай принятия в масонскую
ложу постороннего лица относится к Эдинбургской ложе 3 июня 1600 года в ложу
был принят сэр Джон Бозуэль лорд Очинлекский. Присутствие знати в шотландских
ложах становится с тех пор заурядным явлением.
В те времена для приёма в братство нового члена требовалось собрание из пяти
или шести франкмасонов. Обряды инициации заключались в сообщении неофиту тайных
знаков посредством которых члены общества узнают друг друга где бы они не
находились и сопровождались банкетами по установленному ритуалу. Новички как
например в Шотландии в день приёма дарили братьям перчатки и давали обещание
оказывать им помощь на случай старости болезни или безработицы 51.
Как и любое уважающее себя тайное общество сами масоны возводят свою
предысторию к глубокой древности. Посвящаемым в масонские таинства
рассказывалась легенда о мастере-каменщике Хираме Абиффе, которого ещё царь
Соломон нанял для строительства храма в Иерусалиме (заметим в скобках что речь
идёт о том самом храме в котором заседали тамплиеры). Все работники занятые на
строительстве делились на три разряда, и у каждого разряда были свои тайные
знаки и слова, по которым царь вручал им соответствующую плату. Но вот трое
низших работников называемых по масонской традиции Jubela Jubelo Jubelum,
задумали узнать знаки и слова высших, для чего подстерегли Хирама и потребовали
раскрыть тайну под угрозой смерти. Сами масоны рассказывают об этом так:
"У Хирама был всегда обычай в полдень как скоро людей позовут на отдых идти в
святая святых приносить свою молитву истинному и живому Богу тогда трое убийц
стали у восточных западных и южных дверей храма. На севере не было входа потому
что лучи солнца никогда не падают с этой стороны.
Хирам кончив свою молитву к Богу пришёл к восточной двери и встретил при ней
Jubela который решительным образом потребовал у него мастерского прикосновения?
Хирам отвечал ему что не в обычае требовать этого прикосновения таким тоном и
что он сам получил его не так. Хирам прибавил что он должен ждать и что время и
терпение это сделают. Хирам сказал ему дальше что не во власти его одного
открыть это прикосновение, и что может это сделать только в присутствии
Соломона царя израильского и Хирама царя тирского.
Недовольный этим ответом ударил его по шее 24-дюймовым масштабом Хирам после
этого поступка его побежал к южной двери храма и там встретил другого который
спросил у него мастерское прикосновение и слово таким же образом как прежде
первый и получил от своего мастера тот же са
|
|