|
щения с помощью электричества.
1879 год Вернер Сименс выдвигает проект электрической железной дороги.
1883 год. Густав де Лаваль конструирует первую паровую турбину.
1884 год. Первый в мире дирижабль «Ла Франц» совершает полёт который начался и
закончился в одной точке. Чарльз Парсонс вводит в эксплуатацию многоступенчатую
реактивную турбину.
1892 год. Рудольф Дизель получает свой первый патент за изобретение двигателя
совершенно новой конструкции названного впоследствии его именем.
1895 год. Немецкий физик Рентген открывает Х-лучи. Братья Люмьер проводят
первую публичную демонстрацию документального фильма.
1898 год. Супруги Кюри открывают радиоактивные элементы — полоний и радий.
1900 год. Впервые в истории морское судно «Кайзер Вильгельм дер Гроссе»
оснащается радиотелеграфом.
Понятно что столь значительные открытия и нововведения повлияли не только на
изменение мировоззрения нескольких поколений но и на весь уклад их жизни.
Подумать только проживи Пушкин ещё лет десять и он вполне мог бы диктовать свои
стихи телеграфисту!.
Совершенно безболезненно подобные перемены пройти не могли. Очень многие
сумели перестроиться на ходу включиться в ритм и оценить все достоинства
прогресса. Однако были и другие. Новому чудесному миру ближайшего будущего
проявляющего себя через открытия и нововведения они предпочли традицию как
более надёжную и проверенную во всех смыслах платформу для собственного бытия.
На этой весьма умозрительной границе между необходимостью принятия нового и
желанием сохранить привычные установки разделявшей духовную сферу всякого
человека жившего в конце XIX-го века возникали самые причудливые гибриды и даже
чудовища до которых ой как далеко самым жутким уродцам, описанным Иоанном
Богословом.
Понятно что с нарастанием изменений привносимых учёными и изобретателями в мир
всё более острой становилась нужда в такой мировоззренческой концепции, которая
примиряла бы одно с другим, восстанавливая нарушенное равновесие в духовной и
социальной сферах. Традиционные религиозные догматы уже не отвечали на вопросы
которые ставила перед человеком новая реальность, в том числе и на главный из
них «Что день грядущий нам готовит». Соответственно появился интерес к другим —
альтернативным — путям поиска истины и равновесия. Интерес этот стимулировал
формирование учений основанных на так называемой «мудрости Древних» Учителей
которые уже сталкивались с подобной проблемой и вроде бы отыскали
удовлетворительное решение. На низшем социальном уровне такой подход привёл к
расцвету сектантства на более высоком — к возникновению оккультных кружков и
целых тайных обществ с вполне разработанными и обширными программами.
Секты и оккультные кружки существовали всегда однако именно на конец XIX-го
века пришёлся особенный пик их деятельности. Россия не стала исключением.
Увлечение оккультизмом во всех видах достигло такого размаха что даже члены
царской семьи вступали в тайные оккультные общества а при принятии
стратегических решений обращались за советом к пророкам и астрологам.
Наиболее сильное влияние на формирование российского оккультизма оказали
европейские тайные общества. Это объясняется прежде всего тем, что со времён
Петра I европейская культура преобладала в России служа своего рода ориентиром
развития. С другой стороны, большинство европейских тайных обществ основывали
свои учения на христианской традиции что позволяло русским последователям
глубже и быстрее проникать в суть учений. Даже более поздние оккультные системы,
включающие в равной степени эзотерику и Запада и Востока, пришли в Россию из
Европы.
Впрочем, современные исследователи отмечают что российские оккультные общества
носили самодеятельный характер, не обладая устойчивыми организационными связями
с зарубежными центрами. Например, если в XVIII-ом веке русские масонские ложи
открывались после специального разрешения лож европейских следивших за точным
соблюдением уставов и орденским делопроизводством то в последнее десятилетие
XIX-го века и в два первых — XX-го оккультные образования имели вполне
автономный характер, не вступая в организационные связи с подобными
образованиями Старого Света.
Поскольку символика и архетипы, предложенные самыми различными оккультными
тайными обществами Запада, определили во многом и символику советского
оккультизма, попробуем разобраться что же из себя представляли классические
оккультные общества Европы и России, чем они отличались друг от друга какие
цели преследовали.
Чтобы облегчить уважаемому Читателю жизнь и не заставлять его обращаться к
дополнительным справочникам по каждому из обсуждаемых обществ я буду приводить
краткую историческую справку.
1.1.2. Тамплиеры розенкрейцеры, масоны мартинисты — кто они.
В отличие от сект, структура которых основана на жёсткой централизации с
признанием безусловного авторитета в лице главы секты, оккультные кружки и
тайные общества образуются на принципах равноправия всех прошедших инициацию.
Существуют конечно различные степени посвящения однако любой из членов общества
без ограничений и в процессе самосовершенствования может претендовать на более
высокий статус — вплоть до статуса главы общества или ордена.
На таком принципе построено одно из древнейших известных нам оккультных
обществ — Орден Тамплиеров.
Слово тамплиер происходит от латинского templum что означает «храм» поэтому
тамплиеров очень часто называют Храмовниками или Рыцарями Храма Происхождение
|
|