|
многих и много дорогого, близкого моему уму и сердцу и где, я
чувствовал, смогу сделать кое-что полезное среди крестьян, в
семье которых родилась наша группа, которая, несмотря на то, что
потеряла две трети своих членов под расстрелами и на эшафотах в
далекой холодной Сибири и в скитаниях по заграницам, все же
совсем не умерла. Основное ее ядро все или почти все погибло. Но
оно глубоко пустило корни своей идеи среди крестьян не только в
Гуляйполе, но и за его пределами...
По приезде в Гуляйполе я в тот же день встретился со своими товарищами
по группе. Многих уже не было в живых. Те, что пришли ко мне из
старых, были: Андрей Семенюта (брат Саши и Прокофия Семенюты), Моисей
Калиниченко, Филипп Крат, Савва Махно, братья Прокофий и Григорий
Шаровские, Павел Коростелев, Лев Шнайдер, Павел Сокрута, Исидор
Лютый, Алексей Марченко и Павел Хундей (Коростылев). Вместе с этими
товарищами пришли наши молодые товарищи, которые в то время,
когда я был на воле, еще не были в группе. Сейчас они уже по два
и по три года находились в нашей группе, занимались чтением
анархической литературы, распространением ее среди крестьян. Во
все эти годы подполья они выпускали прокламации, печатанные на
гектографе.
А сколько пришло крестьян и рабочих ко мне, сочувствующих анархической
идее,-- их перечислить было нельзя. Правда, я не мог брать их на
учет, когда тут же рисовал перед собою планы предстоящей для нашей
группы работы.
Я видел перед собой своих друзей-крестьян -- этих безымянных революционных
анархистов-борцов, которые в своей жизни не знали, что значит
обманывать друг друга. Они были чистые крестьянские натуры,
которые трудно было убедить в чем-либо, но, раз убедил, раз они
тебя поняли и, проверив это понятое, убедились, что это именно
так, они возвышали этот идеал на каждом шагу, всюду, где только
представлялась им возможность. Я говорю, видя этих людей перед
собой, я весь трепетал от радостных волнений, от душевной бури,
которая толкала меня сейчас же, с завтрашнего дня повести по
всем кварталам Гуляйполя среди крестьян и рабочих пропаганду,
разогнать Общественный комитет (правительственная единица
коалиционного правительства), милицию, не допустить организации
никаких комитетов и взяться за прямое дело анархизма...
В эти дни к нам в Гуляйполе приехал агент от образовавшегося из
состава социалистов-революционеров уездного комитета Крестьянского
союза -- товарищ Крылов-Мартынов с целью организовать в Гуляйполе
комитет Крестьянского союза.
Как бывший политический каторжник, он заинтересовался моим житьем-бытьем,
встретился со мной и поехал ко мне на квартиру попить чаю и
поговорить. А потом он остался у меня до следующего дня.
Тем временем я предложил членам группы подготовить крестьян к завтрашнему
сходу-собранию, чтобы на этом собрании положить начало организации
Крестьянского союза.
Эсер Крылов-Мартынов -- недурной митинговый оратор. Он нарисовал
крестьянам красивую картину будущей борьбы социалистов-революционеров
в Учредительном собрании (созыв которого предполагался) за передачу
земли крестьянам без выкупа. Для этой борьбы нужна поддержка крестьян.
Он призывал их организоваться в Крестьянский союз и поддерживать
партию социалистов-революционеров.
Этот случай был использован мною и целым рядом членов нашей группы
крестьян-анархистов. Я говорил:
-- Мы, анархисты, согласны с социалистами-революционерами в том,
что крестьянам необходимо организоваться в Крестьянский союз, но
не для того, чтобы поддерживать партию эсеров в ее будущей диалектической
борьбе с социал-демократами и кадетами в будущем (если оно будет)
Учредительном собрании.
Организация Крестьянского союза необходима для того, с нашей,
революционно-анархической точки зрения, чтобы крестьянство влило
максимум своих живых, энергичных сил в русло революций,
раздвинуло шире ее берега, углубило революцию и, расчистив пути
к ее развитию, определило ее конкретную сущность и сделало бы
заключительные выводы из этой сущности.
А эти заключительные выводы трудового крестьянства логически окажутся
следующими: утверждением того, что трудящиеся массы села и города,
на подневольном труде и на искусственно порабощенном разуме которых
|
|