|
храмов, проект которого получил на Всемирной парижской выставке 1937 года
«Гран-при». Особое внимание Гитлер обращал, следуя совету Шпеера, на выбор
строительного материала, чтобы сооружения даже в виде руин, заросшие плющом и с
обрушившейся кладкой, свидетельствовали бы о величии его господства, как
пирамиды Луксора говорят о мощи и славе фараонов. «Если однажды, – заявил он на
закладке первого камня Дворца конгрессов в Нюрнберге, – движению суждено будет
смолкнуть, то и спустя тысячелетия будет говорить этот свидетель. Посреди
священной рощи древних дубов люди будут с благоговейным удивлением восхищаться
этим первым колоссом среди сооружений третьего рейха» [126] .
Однако архитектура была лишь дисциплиной искусства, которой он отдавал
предпочтение и к которой проявлял особый интерес; у него были не ослабевавшие с
дней юности склонности к живописи, музыкальному театру и, собственно говоря, ко
всем искусствам. В соответствии со своим воззрением, что художественный уровень
эпохи лишь отражает ее политическое величие, он видел основное доказательство
законности своей государственной деятельности в культурных свершениях. На этом
идеологическом фоне надо рассматривать самоуверенные пророчества начального
периода «третьего рейха», что с его возникновением наступит «небывалый расцвет
германского искусства» или же «новый художественный ренессанс арийцев». Тем
больше было раздражение Гитлера, когда его мечта стать новым Периклом была
развеяна [127] , и все усилия дали не более чем воинствующий бидермайер.
Отгородившись от мира, гордясь узостью своего мирка, он культивировал
псевдоромантический культ заката, который за глухими окнами призывал
сосредоточиться на основном: вспаханное поле, от которого идет пар, героизм
стальных шлемов, горные вершины с шапкой вечных снегов и все вновь и вновь
полные сил труженики, одерживающие очередную трудовую победу. Порождаемое столь
резким неприятием «фелькише» всего «ненашего» хирение культуры было очевидно не
только в литературе, но и в изобразительном искусстве, хотя ежегодно
проводившиеся общие выставки в Мюнхене, на части которых Гитлер сам возглавлял
жюри, пытались прикрыть царившую пустоту триумфами нового, на которое не жалели
средств. Злые нападки Гитлера на «ноябрьское искусство», проводившееся в
прошлом «оболванивание под видом искусства» говорят о том, как твердо он
приравнивал художественные нормы к политическим: он грозил посадить
«неандертальцев от культуры» под врачебный надзор или в тюрьму и отдавал
указания уничтожать «интернационалистскую художественную пачкотню», которая
является не чем иным, как «порождением наглой бесстыдной претенциозности»
[128] . На проведенной в 1937 году выставке «Выродившееся искусство» эта угроза
была частично приведена в исполнение.
И в восприятии Гитлером искусства наталкиваешься на феномен сохранения в
застывшем виде однажды выработанных взглядов, что характеризует весь мир его
мыслей и представлений: с венского периода, когда все бури в художественном и
интеллектуальном мире прошли бесследно мимо него, его критерии оценки не
изменились. Холодная классическая пышность с одной стороны и помпезный декаданс
– с другой, например, Ансельм фон Фойербах и Ханс Макарт были основными
ориентирами его художественного чувства, которое он с озлоблением
провалившегося абитуриента академии художеств возвел в обязательную норму.
Кроме того, он восхищался прежде всего итальянским ренессансом и искусством
раннего барокко, большинство картин в Бергхофе относится к этим двум периодам,
особенно он любил картину с полуобнаженной натурой тициановского ученика
Бордоне и большой раскрашенный эскиз Тьеполо; художников немецкого ренессанса
он отвергал из-за их лишенной пышности строгости [129] . Педантичная точность
воспроизведения изображаемого на его собственных акварелях позволяет
предположить, что он в каждом случае требовал мастерской точности передачи, он
ценил раннего Ловиса Коринта, но его поздние произведения, созданные в своего
рода гениальном старческом озарении, вызывали у него раздражение, он приказал
убрать их из музеев. Характерно, что он помимо всего этого любил
сентиментальную жанровую живопись вроде изображений бражничающих монахов и
толстых хозяев винных погребов Эдуарда Грютцнера: он уже в юные годы, –
рассказывал Гитлер своему окружению, – мечтал о таком успехе в жизни, чтобы
позволить себе приобрести настоящего Грютцнера [130] . В его мюнхенской
квартире на Принцрегентенплац висели многие работы этого художника, рядом с
ними трогательное изображение идиллической сценки жизни маленьких людей кисти
Шпицвега, портрет Бисмарка Ленбаха, сценка встречи в парке Ансельма фон
Фейербаха и многочисленные версии «Греха» Франца фон Штука. В «Проекте
Германской национальной галереи», который он набросал на первой странице своего
альбома эскизов в 1925 году, мы находим этих художников и далее такие имена,
как Овербек, Мориц фон Швинд, Ханс фон Маре, Дефреггер, Беклин, Пилота, Ляйбль
и, наконец, Адольф фон Менцель, которому он отвел ни много ни мало пять залов
[131] . Он весьма рано начал закупать через специальных уполномоченных все
значительные произведения этих художников, готовя фонд музея, который он хотел
создать в Линце после достижения своих целей и которым сам хотел руководить.
Однако как все, за что он брался, мгновенно и неумолимо разрасталось до
гигантских размеров, так и планы строительства линцской галереи быстро достигли
невообразимых масштабов. Поначалу он хотел собрать там только репрезентативные
образцы немецкого искусства XIX века, но во время поездки в Италию в 1938 году
богатство итальянских музеев, очевидно, произвело на него столь потрясающее
впечатление, что он, как бы принимая вызов, решил построить в Линце нечто
адекватное и колоссальное: в его фантазии возникла идея «величайшего музея
мира», в начале войны этот замысел был расширен до окончательных рамок и связан
с планом перераспределения всего европейского художественного достояния,
согласно которому все произведения из так называемых германских зон влияния
|
|