|
отсылал ее к себе в комнату. Но ее растущее чувство уверенности действовало на
него, и она скоро уже вошла в тот самый узкий круг людей, в котором он не
разыгрывал из себя великого человека, где он засыпал во время чая в кресле или
в расстегнутом пиджаке приглашал других на просмотр фильмов или беседу у камина.
Большая непринужденность выявляла вместе с тем его грубые, бесчувственные
черты. Как-то он сказал Альберту Шпееру в присутствии своей любовницы: «Люди с
очень развитым интеллектом должны выбирать себе примитивных и глупых женщин.
Что было бы, если бы у меня сейчас была женщина, которая вникала бы в мою
работу! В свободное время я хочу покоя» [112] . В некоторых сохранившихся
узкопленочных любительских фильмах можно видеть Еву Браун в обществе Гитлера на
террасе резиденции Бергхоф: всегда в том слишком задорном настроении, чтобы в
него можно было без труда поверить.
Распорядок обычного дня Гитлера неоднократно описывался: как он утром
приоткрывал дверь своей спальни, которую имел обыкновение постоянно закрывать
на ночь, как его рука механически нащупывала газеты, положенные на банкетке
перед дверью, и опять исчезала [113] . Прогулки, поездки, обсуждения
строительных проектов, приемы, выезды на автомобиле за город не составляли
внешних рамок дня, а только делили его на вереницу развлечений. Сколь
оригинальным был образ, который Гитлер умел придать публичным мероприятиям,
столь же безликим был его личный стиль, который складывался из всех этих
действий и спонтанно реализуемых капризов дня; частной жизни у него не было.
Его окружение состояло по-прежнему из адъютантов, секретарш, шоферов,
ординарцев, «часть его сопровождения составляли эфебы [114] , – описывает один
наблюдатель, – волосы вьются мелкими кудряшками, ординарный, неотесанный народ
с манерными жестами». Он продолжал предпочитать некритичную, не привыкшую много
размышлять среду простых людей, к которой он привык с раннего детства, особенно
если они «как он сам… были так или иначе выбиты жизнью из колеи». В их обществе
он проводил в Оберзальцберге по неизменному монотонному порядку вечера, от
которых у одного из участников осталось «лишь воспоминание странной пустоты»
[115] . Вначале регулярно три-четыре часа смотрели кино, Гитлер любил прежде
всего комедии на современные темы с плоскими шутками и сентиментальным концом.
В список его любимых лент, которые он смотрел по десять раз и больше, входили
«Квакс, невезучий пилот» и «Пунш на каминных щипцах» Хайнца Рюмана, комедия
Белого Фердля о носильщике «Два тюленя», развлекательные ревю Вилли Форста, а
также многочисленные иностранные фильмы, часть которых не шла в открытом
прокате. Усталое и со словно налитыми свинцом конечностями общество собиралось
затем у камина, настоящая, беседа никогда не завязывалась. Как и за большим
объединенным столом, и здесь внушительная, широко расставленная мебель мешала
кому бы то ни было обмену мыслями. В то же время на окружение парализующе
действовал сам Гитлер, «лишь немногие люди чувствовали себя в какие-то моменты
хорошо в его присутствии», – заметил один из старых его сподвижников уже за
несколько лет до описываемого периода. Час-два сидели за мучительно тянувшимся,
все время обрывавшимся после пары банальных фраз разговором, Гитлер или молчал,
или смотрел задумчиво на огонь, остальные смолкали из уважения и усталости;
«Нужно было большое самообладание, чтобы присутствовать на этих бесконечных
посиделках перед неизменно той же декорацией пляшущего огня» [116] . Только
после того, как Гитлер между двумя и тремя часами ночи чопорно прощался с Евой
Браун и вскоре после этого уходил сам, оставшиеся, словно освободившись,
оживали в недолгом лихорадочном веселье. Аналогично проходили вечера и в
Берлине, только там гостей было больше, и атмосфера была более напряженной. Все
попытки внести какое-то разнообразие разбивались о сопротивление Гитлера,
который в тривиальной пустоте этих часов старался отдохнуть от давления
исполняемой им на протяжении дня роли. Резкой противоположностью тому был
классический мотив тоталитарной пропаганды об окне, которое одиноко горит в
ночи: «Каждую ночь до шести-семи часов утра был виден свет из его окна», –
заявлял Геббельс; в стихотворении, которое зачитывали на праздниках молодежи,
говорилось:
«В твоем окне всю ночь не гаснет свет…
А мы спокойно спим, не ведая заботы.
В раздумьях ищешь ты единственный ответ.
И вдохновенный плод твоей работы —
Решенье найдено! – приветствует рассвет» [117] [118] .
Летом 1935 года Гитлер решил перестроить дачу в Оберзальцберге в импозантную
резиденцию и сам разработал план, виды с разных сторон и сечение нового
сооружения с указанием масштаба. Проекты эти сохранились и подтверждают
зацикленность Гитлера на однажды разработанной схеме; он был просто не в
состоянии еще раз по-новому взглянуть на стоящую задачу: в его эскизах всегда
просматривался первоначальный проект, изменения были весьма незначительны. Не
менее примечательна утрата чувства пропорции, например, в эскизе гигантского
окна, из которого открывался вид на Берхтесгаден, гору Унтерсберг и Зальцбург,
которое Гитлер позже любил представлять гостям как самое большое в мире
опускающееся окно. «Основная инфантильная черта в сущности Гитлера», которую
отмечал Эрнст Нольте прежде всего на основе анализа его неконтролируемой жажды
присвоения, того неистового и неукротимого стремления получить желаемое,
|
|