|
утверждении, будто евреи лишены корней в жизни, оказывают разлагающее,
революционное влияние и для них нет ничего святого; при этом их «холодный
разум» полемически противопоставлялся немецкой сердечности и немецкой
духовности. Это представление подкреплялось ещё и тем обстоятельством, что
многие евреи-интеллигенты со склонным к бунту и утопии темпераментом
поколениями преследуемого меньшинства встали во главе рабочего движения, в
результате чего и стала вскоре вырисовываться фатальная картина великого
заговора с разделением ролей: как грядущий капитализм, так и грядущая революция
пробуждали в среде перепуганных мелких ремесленников опасение, что евреи
атакуют их мастерские и их буржуазный статус одновременно с двух сторон; к
этому присоединялся ещё и расовый фактор. Книга Германа Альвардта с характерным
названием «Отчаянная борьба арийских народов с еврейством», хотя и черпавшая
материал своих «документальных данных» из немецких исторических и современных
источников, была встречена в Берлине 90-х годов, несмотря на все модные
антисемитские течения того времени, всего лишь как болезненная выходка
какого-то аутсайдера; в Вене же эта фантазия захватила широкие слои.
Вот в этом городе и на этом фоне и провёл Гитлер свои последующие годы. Он
приехал в Вену с самыми радужными надеждами, с жаждой грандиозных впечатлений и
намерением благодаря финансовым средствам матери продолжать вести жизнь в том
же изнеженном стиле последних лет, но уже в более изысканной, столичной
обстановке. Не сомневался он и в своём призваний художника, более того, как он
сам писал, в этом плане он испытывал «гордую уверенность» [95] . В октябре 1907
года он записывается на испытания по рисованию в академии на Шиллерплац, по
всей вероятности даже не имея понятия, насколько высоки требования в этом
прославленном учебном заведении. Правда, экзамен первого дня, когда отсеялись
тридцать три из ста двенадцати претендентов, он выдерживает, но
классификационный список следующего дня, содержащий общий результат,
свидетельствует: «Не выдержали испытания по пробному рисунку и не допускаются к
экзамену следующие господа: …Адольф Гитлер, Браунау/Инн, 20 апреля 1889 г.,
немец, католик, отец – старш. чиновник, 4 кл. реального уч-ща. Мало голов,
пробный рис. неудовл.»
Удар был неожиданным и жестоким. Расстроенный до глубины души. Гитлер идёт на
приём к директору академии, который советует ему заняться архитектурой, но в то
же время уверяет, что его рисунки свидетельствуют «безоговорочно о том, что он
не способен стать художникам». Потом Гитлер назовёт все это «страшным ударом»,
«яркой молнией» [96] , и, пожалуй, на самом деле, ему уже не придётся больше
пережить такого резкого столкновения мечты и действительности. Отомстило за
себя и то, что он бросил реальное училище – для изучения архитектуры
требовалось получить аттестат зрелости. Но его неприязнь к школе и строгому
учебному распорядку была столь велика, что ему даже не пришло в голову
вернуться в школу. Уже взрослым человеком он назовёт такое условие получения
образования «неслыханно тяжёлым», а экзамен на аттестат зрелости –
непреодолимым барьером: «Так что по человеческим меркам моей мечте стать
художником осуществиться было не суждено». [97]
Однако более вероятным представляется, что, потерпев столь сокрушительный
провал, он просто боялся унизительного возвращения в Линц и особенно в своё
прежнее училище, бывшее свидетелем его предыдущего, первого краха. Поэтому он в
растерянности продолжает пребывать в Вене и даже, очевидно, не сообщает о том,
что не выдержал вступительного экзамена. Однако он отнюдь не собирается менять
свою жизнь в пансионе с прогулками по городу, посещением оперы и сидением над
бесчисленными дилетантскими прожектами, высокопарно называемом им
«штудированием», на какую-либо серьёзную деятельность. Даже когда болезнь
матери резко обострилась и дело явно шло к её кончине, он так и не рискнул
вернуться домой. Мать не без горечи говорила в те дни, что Адольф будет идти
своим путём, невзирая ни на что, «как будто он один на всём свете». И только
лишь узнав о её смерти, 21 декабря 1907 года, сын возвращается в Линц. Врач
семьи, лечивший мать до последнего дня, говорил потом, что ему «не доводилось
видеть когда-либо молодого человека, так увитого горем и печалью Сам же Гитлер
говорит, что он плакал. [98]
Теперь он и впрямь не только потерпел неожиданный провал, но и лишился какого
бы то ни было прибежища, оказался предоставленным самому себе. И без того
доминировавшая в нём склонность к индивидуализму и эгоизму получила теперь ещё
больший импульс. Со смертью матери умерло и то, что как-то связывало его
родственными узами с другими людьми (правда, однажды у него ещё оживёт чувство,
которое – и это очень показательно – вновь будет обращено на одного из членов
семьи).
Возможно, этот двойной шок только укрепил его в намерении вернуться назад в
Вену. Но, наверное, тут сыграло свою роль и желание скрыться от вопрошающих
взглядов и непрошенных советов линцской родни. Кроме того, чтобы претендовать
на выплату ему страховой пенсии как сироте, ему нужно было создать впечатление,
будто он учится. Поэтому, как только были урегулированы все формальности и
вопросы по наследству, он заявился к своему опекуну, бургомистру Майрхоферу, и,
по свидетельству последнего, «чуть ли не угрожающе» и не вдаваясь в долгие
разговоры, объявил: «Господин опекун, я отправляюсь в Вену!» И несколько дней
спустя, в середине февраля 1908 года, он навсегда покидает Линц.
Свою новую надежду он возлагает на рекомендательное письмо. Магдалена Ханиш,
владелица дома, в котором до самой своей смерти жила его мать, была знакома с
Альфредом Роллером, одним из известнейших художников сцены того времени,
заведовавшим декорациями в Придворной опере и преподававшим в Венском
художественно-промышленном училище. В своём письме от 4 февраля 1908 года
|
|