|
сказать, в классику. И всё же тема Гитлера остаётся одним из вечных сюжетов
мировой историографии и, видимо, обречена оставаться таковой, поскольку все
новые и новые её грани раскрываются только в ходе движения истории, в свете
постоянно обновляющегося историко-политического и духовного опыта.
П. Ю. Рахшмир
Предваряющее размышление
ГИТЛЕР И ИСТОРИЧЕСКОЕ ВЕЛИЧИЕ
То, что губит людей и государства, это не слепота, не незнание. Не так уж
долго остаются они в неведении относительно того, куда приведёт их начатый путь.
Но есть в них поддерживаемый самой их природой, усиливаемый привычкой позыв,
которому они не сопротивляются, который тащит их вперёд, пока есть ещё у них
остаток сил. Божественен тот, кто сам усмиряет себя. Большинство же видит свою
гибель, но погружается в неё.
Леопольд фон Ранке [45]
Эксцессивный характер Гитлера. — Презрение к духу времени. – Совпадение со
всеобщей волей. – Сомнения в историческом величии Гитлера – Понятийная
проблематика. – Возражения против создания его биографии. – Взаимосвязь
индивидуальной и социальной психологии. – Решающая роль Гитлера.
Вся известная нам история не знает такого явления, как он, но следует ли
называть его «великим»? Никто не вызывал столько восторга, истерии и благих
ожиданий, как он, но никто и не вызывал столько ненависти. Нет другого такого,
кто, как он, всего за несколько лет единолично придал бы ходу времени такие
ускорения и так изменил бы состояние мира; нет другого такого, кто оставил бы
за собой такой след из развалин. Лишь коалиция почти всех государств мира после
почти шести лет войны устранила его с лица земли – говоря словами одного
офицера немецкого Сопротивления, убила его «как бешеную собаку». [46]
Своеобразное величие Гитлера самым существенным образом связано с его
эксцессивным характером – это был чудовищный, крушивший все существующие
масштабы выброс энергии. Конечно, исполинское – это ещё не значит исторически
великое, ведь и тривиальное тоже обладает силой. Но в нём было не только
исполинское и не только тривиальное. В извержении, вызванном им, проявляется
почти в каждой стадии, вплоть до недель краха, его направляющая воля. В своих
многочисленных выступлениях он с легко различаемым подтекстом вспоминал о
временах своего начала, когда он «ничего не имел за собой, ни имени, ни
состояния, ни печати, совсем ничего, вообще ничего», и о том, как он только
благодаря самому себе стал из «доходяги» властителем Германии, а вскоре и части
мира: «Произошло нечто волшебное!» [47] Действительно, пожалуй, в беспримерной
степени он добился всего сам и благодаря себе – сам себе учитель, организатор
партии и творец её идеологии, тактик и демагог-избавитель, государственный муж
и на протяжении десятилетия эпицентр возбуждения в мире. Он опроверг то
эмпирическое положение, что все революции пожирают своих детей, ибо был, как
это подмечено, «Руссо, Мирабо, Робеспьером и Наполеоном революции, он был её
Марксом, её Лениным, её Троцким и её Сталиным. Пусть по характеру и по сути
своей он далеко уступал большинству из названных лиц, но, как бы то ни было,
ему удалось то, что не удавалось никому из них, – он держал революцию в своих
руках на каждом из её этапов, и даже в момент поражения. Это говорит об
ощутимом понимании им того, какие силы он пробудил». [48]
Однако он обладал ещё и чрезвычайным чутьём относительно того, какие силы
вообще могли быть мобилизованы, и не давал ввести себя в заблуждение
господствующей тенденцией. Время его вступления в политику целиком и полностью
находилось под знаком либеральной буржуазной системы. Но он нащупал скрытые
точки сопротивления ей и, создав смелые и напряжённые конструкции, сделал
именно их своей программой. Политическому рассудку его поведение представлялось
противоречащим смыслу, и надменный дух времени годами не принимал его всерьёз.
Но сколько бы насмешек ни вызывал сам его вид, экзальтированная риторика и
театральность его выступлений, – он всегда каким-то трудно описуемым образом
стоял выше банальных и плотских черт собственной личности. Его особая сила не в
последнюю очередь и заключалась в том, что он умел строить воздушные замки с
какой-то бесстрашной и резкой рациональностью – именно это подметил тот ранний
биограф Гитлера, который выпустил о нём в 1935 году в Голландии книгу под
названием «Дон-Кихот Мюнхенский». [49]
А за десять лет до того политик-неудачник местного, баварского масштаба по
фамилии Гитлер сидел в убогой меблированной комнате в Мюнхене и рисовал
триумфальные арки и купольные залы, лелея свой казавшийся безумным план.
Несмотря на крушение всех надежд после попытки путча в ноябре 1923 года он не
отказался ни от одного из своих слов, не умерил своего боевого пыла и ни на
йоту не отошёл от своих планов мирового господства. Буквально все, отмечал он
потом, считали его просто фантазёром. «Они всё время говорили, что я безумец».
|
|