|
свергнуть колониальную власть потерпела неудачу, а лидер креолов Нарсисо Лопес
был
прилюдно казнен.
могла не привести к «конфликту интересов»: политическая власть в стране и
лучшие земли
находились в руках у испанцев, а фактически вся экономика – у кубинских креолов.
В 1817
году колониальные власти отменили табачную монополию и разрешили свободную
торговлю, но в 1823 году снова ужесточили свою политику. В конце концов это
привело к
войне местных жителей с колонизаторами. Правда, восстание (оно произошло в 1850
году)
подняли не бедные слои населения, а креолы, которые, при поддержке
рабовладельцев из
южных американских штатов, выступили за присоединение Кубы к США. Но эта
попытка
свергнуть колониальную власть потерпела неудачу, а лидер креолов Нарсисо Лопес
был
прилюдно казнен.
Этот небольшой экскурс в историю «вековых давностей» важен для понимания
личности самого Фиделя Кастро. Он со школьных лет знал, что островная Куба
оставалась
последним оплотом работорговли в Западном полушарии, который лишь в конце XIX
века
потеряла и за который потому так рьяно сражалась когда–то могущественная
Испания.
В юношеские годы у Фиделя Кастро родилась мечта сделать Кубу первым
государством Латинской Америки, где будут торжествовать свобода и равноправие.
Не
вековым ли унижением своего народа обусловлена патологическая ненависть Фиделя
к
чужеземцам, пытающимся заставить кубинцев жить по своим понятиям? Не в истории
ли
сожженного на костре индейского вождя Атуэя нужно искать корни самого
знаменитого
лозунга кубинской революции «Родина или смерть!»? У Фиделя Кастро трепетное
отношение к прошлому. На Кубе нет ни одного памятника Фиделю Кастро,
ненавидящему
любые формы проявления культа личности. Зато повсюду на острове увековечена
память
людей, боровшихся за независимость Кубы.
Мы знаем десятки примеров того, как политики, наделенные неограниченной властью,
стремились перечеркнуть все, что сделали их предшественники, старались
«выпятить себя в
истории», а иногда и вовсе переписать ее под себя. Можно вспомнить классические
примеры
из недавнего прошлого нашей страны. Когда Сталин вдруг встал вровень с Лениным,
когда
позже имя уже самого «отца народов» вымарали из учебников, а портреты изорвали
в
клочья, когда ниспровергателя Сталина Хрущева и вовсе забыли при жизни…
Сегодня мало кто за пределами Кубы помнит имя Кар–лоса Мануэля де Сеспедеса,
выходца из семьи обеспеченных кубинских креолов, земледельца из Байямо,
возглавившего
в 1868 году Десятилетнюю войну против колонизаторов. Эта война закончилась
поражением
повстанцев. Легенда гласит, что именно Сеспедес впервые произнес самый
знаменитый
лозунг кубинских революционеров «Родина или смерть!».
Белый мраморный памятник Карлосу Мануэлю де Сеспеде–су сегодня украшает
Пласа–де–Армас в Гаване, а кубинцы называют этого революционера не иначе как
«отцом
нации и первым президентом восставшего с оружием в руках народа».
Десятилетняя, или, как ее называют, Великая война 1868—1878 годов показала, что
для
руководства освободительной борьбой нужны другие деятели и другие методы. Для
свержения многовековых колонизаторских устоев, для пробуждения кубинцев,
замкнувшихся в себе, разъединенных, забитых, требовался не просто лидер, а
человек,
наделенный харизмой, исключительным политическим и интеллектуальным талантом.
И такой человек появился. Хосе Марти, поэт, прозаик, публицист, стал
вдохновителем
|
|