|
пропивали, проматывали»14.
Состояние позволило дону Анхелю построить не только дом в галисийском стиле, но
и,
как принято сейчас говорить, сопутствующую инфраструктуру: молочный заводик,
мастерскую, скотобойню, свою хлебопекарню. Фактически весь поселок, носящий
название
Биран, за исключением маленькой начальной школы и почты, которые были
государственными, находился в собственности дона Анхеля Кастро. Вполне
естественно, что
отец Фиделя пользовался там непререкаемым авторитетом и был самым уважаемым
человеком. Впоследствии многие из тех, кто анализировал жизнь
главнокомандующего,
поражались метаморфозе – как сын крупного сельскохозяйственного буржуа стал
самым
главным революционером на Кубе.
В 2005 году на конференции «Диалог цивилизаций» в Гаване, куда было приглашено
много российских гостей, Фидель Кастро произнес многочасовую речь, в которой
сообщил
немало интересных подробностей из своей жизни. В частности, он сказал: «…Когда
Карл
Маркс говорил, что частная собственность существует только при условии, что ее
нет у
девяти десятых населения, я мог это понять, поскольку родился в месте, где
моему отцу
принадлежало всё»15.
При этом Анхель Кастро никогда не отказывал в помощи людям, которые обращались
к нему. Особенно это касалось рабочих с принадлежавших североамериканцам
предприятий
и ферм, располагавшихся рядом с его усадьбой. Эти люди трудились в значительно
более
тяжелых условиях, чем рабочие у Кастро. Он принимал на работу эмигрантов,
которым
отказывали в трудоустройстве другие землевладельцы. Помня о своем тяжелом
прошлом,
давал участки земли в Биране беднейшим семьям, чтобы те могли прокормить себя.
Поэтому
кощунственными выглядят воспоминания внебрачной дочери Фиделя Алины Фернандес,
плода его связи с Нати Ревуэльта в 1950–е годы, которая явно решила привлечь
интерес к
своей персоне. В своей книге Алина Фернандес, в 1993 году бежавшая с Кубы в
Испанию, а
затем в США, представляет своего дедушку, дона Анхеля, чуть ли не сатрапом,
всячески
унижавшим наемных рабочих.
В отличие от матери Фиделя дон Анхель не был религиозным человеком. По крайней
мере, Фидель не помнит, чтобы его отец как–то проявлял свою религиозность.
«Можно
сказать, что этого почти не было, – вспоминал Фидель. – Я не мог бы даже
ответить на
вопрос, был ли он на самом деле верующим. Моя мать – да, помню, она была очень
религиозной, и моя бабушка тоже»16.
Мать Фиделя, крестьянка Лина Рус Гонсалес, была моложе дона Анхеля на 28 лет и
14 Беседы о религии. Фидель и бразильский священник Фрей Бетто. С. 466.
15 Из стенограммы речи Фиделя Кастро на закрытии Международной конференции
«Диалог цивилизаций.
Латинская Америка в XXI веке: Универсализм и самобытность» (30 марта 2005 года).
16 Беседы о религии. Фидель и бразильский священник Фрей Бетто. С. 89.
работала кухаркой в его поместье. Она стала его второй женой. Первой его
супругой была
Мария Луиса Арготе Рейес. Она родила ему пятерых детей, из которых в живых
осталось
только двое – Лидия и Педро Эмилио. С ними дети от второго брака дона Анхеля,
по
признанию самого Фиделя, «хорошо ладили». Именно с Лидией, а не с родными
братьями и
сестрами он постоянно переписывался, когда находился в тюрьме после неудачного
штурма
казармы Монкада.
|
|