|
были тщательно скрыты от прессы. Да и оба политика позже долгое время всячески
уклонялись от публичных комментариев относительно содержания их беседы.
Известно, что
Фидель Кастро выделял Никсона из когорты американских политиков, но из всех
американских президентов он с теплотой относился только к Джимми Картеру, с
которым у
него сложились приятельские отношения. Выделял и Форда, при котором в 1970–е
годы
немного снизился уровень напряженности в отношениях двух стран. Лишь спустя
годы, в
интервью, данном североамериканским журналистам, Фидель Кастро сам приоткрыл
завесу
над тайной тогдашней встречи: «Я был очень откровенен. Я объяснил Никсону,
какой вижу
ситуацию на Кубе и какие меры мы собираемся предпринять в будущем. В целом он
не
спорил со мной, даже проявил дружеское расположение ко мне и внимательно слушал
то,
что я пытался донести до него. Благодаря взаимопониманию наш разговор
ограничился этим.
Я предполагаю, что он позже сделал из этого свои собственные выводы»291.
Вот как вспоминал о той встрече сам Никсон: «…Было очевидно, что в отношении
его
(Кастро) визита в Соединенные Штаты его главным интересом было не добиться
изменения
сахарной квоты или получить правительственный заем, а завоевать поддержку своей
политики со стороны американской общественности. Именно его почти рабское
подчинение
преобладающему общественному мнению – то есть голосу плебса, – а не столько его
наивное
отношение к коммунизму и его очевидное отсутствие понимания самых элементарных
экономических принципов, больше всего тревожило меня, когда я оценивал, каким
лидером
он станет в будущем. По этой причине я все возможное время пытался настаивать
на том,
что, хотя у него был большой дар лидера, ответственность лидера – не следовать
всегда
голосу общественности, а помочь направить ее по правильному пути, не давать
народу того,
что он думает, что хочет в момент эмоционального напряжения, а добиться, чтобы
народ
хотел того, что должен иметь <…> Я искренне думаю, что не произвел на
него
большого впечатления, но он слушал меня и казался восприимчивым. Я попытался
представить ему свою мысль в основном с точки зрения того, как его место в
истории будет
определено отвагой и способностью государственного деятеля, которые он проявит
в этот
момент. Я настаивал на том, что легче всего следовать за чернью, но что
поступать
правильно в дальнейшем будет лучше для народа и, конечно, лучше также и для
него. Как я
уже сказал, он был невероятно наивен в отношении коммунистической опасности и,
казалось, ничуть не боялся, что коммунисты, в конце концов, могли бы прийти к
власти на
Кубе. В наших разговорах о коммунизме я снова попытался выдвинуть аргументы в
свете его
собственных интересов и указать, что революция, которой он руководил, может
обернуться
против него и против кубинского народа, если только он не сохранит контроль над
ситуацией и не обеспечит, чтобы коммунисты не добились власти и влияния. В этом
смысле
сомневаюсь, что я добился многого <…> Было очевидно, что, пока я
восхвалял такие
темы, как свобода слова, прессы и религии, его главной заботой было развивать
программы в
целях экономического прогресса. Он повторял снова и снова, что человек,
работающий на
полях сахарного тростника в течение трех месяцев в году и голодающий остальной
год,
хочет работу, что–нибудь поесть, дом и кое–какую одежду <…> Должен
признать, что,
в сущности, в его аргументах едва ли было то, с чем я не мог бы не
согласиться»292.
Но, как выяснилось уже
|
|