|
В Первую мировую он служил в турецкой армии. Его подпольная деятельность
началась с того, что он в двадцать третьем году убил турецкого полицейского
Туфик-бея, виновного в еврейском погроме. Он уехал в Германию, где
присоединился к коммунистам. Вернувшись в Палестину, Лукачер вступил в
компартию и создал курсы для подпольной военной школы еврейских поселенцев. В
тридцать первом году его выслали в Советский Союз, и следы его затерялись.
В Палестине работали также Адольф Краус и Константин Вайс (Авигдор) вместе с
группой евреев, приехавших из Советского Союза. Первоначальная задача состояла
в том, чтобы создать группы сторонников Советского Союза. Одновременно они
формировали — и вполне успешно — коммунистическое движение в соседнем Египте.
Авигдор некоторое время был руководителем египетской компартии. Впрочем,
арабы-коммунисты считали евреев пришлыми людьми и скоро от них избавились.
Некоторые египетские коммунисты стали впоследствии поклонниками Гитлера,
поскольку они воевал против англичан и уничтожал евреев (см. книгу профессора Г.
Косача «Красный флаг над Ближним Востоком?»)
Евреи-коммунисты рассматривали трудящихся арабов как союзников по классовой
борьбе. Но арабов классовые чувства не интересовали. Они участвовали в
еврейских погромах на территории Палестины. Поэтому среди евреев,
придерживавшихся левых взглядов, сформировался «пролетарский сионизм». Они
продолжали верить в коммунизм, но видели, что могут рассчитывать только на
самих себя.
Представители партии Поалей-Цион стремились к тесным отношениям с Коминтерном.
Они приезжали на конгрессы Коминтерна, выступали. Но их позиция подвергалась
жесткой критике — за то, что поалей-ционисты отделили борьбу еврейского
пролетариата от борьбы арабского большинства. Коминтерн требовал решительно
отказаться от сионизма и не признавал Поалей-Цион как организацию
«социалистически ориентированного еврейского пролетариата всего мира».
В тезисах II конгресса Коминтерна по национальному и колониальному вопросу
говорилось: «Сионизм под видом создания еврейского государства в Палестине
отдает в жертву английской эксплуатации арабское трудящееся население
Палестины».
Зато арабское национальное движение признавалось прогрессивным, поскольку в
основном состояло из крестьян (см. книгу Г. Косача «Красный флаг над Ближним
Востоком?»).
Коммунисты выделились из Поалей-Цион и создали собственную партию. Генеральным
секретарем ЦК Палестинской компартии стал Вольф Авербух. В Первую мировую он
служил в русской армии. С двадцать второго года жил в Палестине.
Авербух — первый еврей-коммунист, который пытался сотрудничать с арабами.
Первоначально в Палестинской компартии арабов не было, первого араба приняли в
двадцать пятом году. Палестинские коммунисты сразу же призвали арабских рабочих
действовать сообща.
«Еврейский рабочий, солдат революции, — говорилось в одной из листовок, —
протягивает вам руку как ваш союзник по борьбе против английских, еврейских и
арабских финансистов. Его судьба и ваша едины…»
Но попытки создать единый фронт арабского и еврейского рабочего класса не
увенчались успехом.
«Арабские трудящиеся массы, — писал ставший одним из руководителей
Палестинской компартии Махмуд аль-Атраш, — не могли доверять людям, которых
звали Хаим, Авраам и Ицхак.Они не могли идти вперед под их руководством, даже
если эти люди и были лучшими борцами за национальную независимость. Для
арабских масс они принадлежали к национальному меньшинству, которому
империализм предоставил необъятные привилегии за счет арабских народов…»
Махмуд аль-Атраш три года учился в Москве, в Коммунистическом университете
трудящихся Востока, после чего его ввели в состав ЦК Палестинской компартии.
А будущий генеральный секретарь компартии Ридван аль-Хелу и вовсе вступил в
партию, чтобы сделать ее инструментом борьбы с сионизмом. Он с недоверием
относился к евреям-коммунистам и настаивал на том, что руководить партией
должны арабы. Такого же мнения придерживались в исполкоме Коминтерна в Москве.
Евреев постепенно вытесняли из руководства Палестинской компартии.
Шестнадцатого октября двадцать девятого года политсекретариат исполкома
Коминтерна принял постановление «О повстанческом движении в Арабистане».
Антиеврейские волнения в Палестине, когда арабы убивали евреев, в Коминтерне
оценили как начало буржуазно-демократической революции, как великое
освободительное движение арабского народа.
От Палестинской компартии требовали ускоренной «арабизации» и сотрудничества с
арабскими националистами. Указание было выполнено. Осенью тридцать пятого года
ЦК Палестинской компартии принял обращение «За союз всех арабов и их друзей
против империализма». ЦК предлагал развернуть борьбу «за ликвидацию сионизма,
прекращение еврейской иммиграции и разоружение всех сионистов». Приезд в
Палестину евреев рассматривался как империалистической заговор, цель которого —
«создать в этом важном в стратегическом отношении районе мира реакционный
антисоветский фронт».
Вслед за этим палестинские коммунисты-арабы установили контакты с
иерусалимским муфтием Амином аль-Хусейни, который ненавидел евреев и со
временем вступил в союз с Гитлером.
Совместная работа евреев и арабов внутри партии стала невозможной.
Еще один руководитель компартии Нахум Лещинский родился в Кривом Роге. Как и
Бергер, он жил в Палестине с двадцать второго года. Лещинский перешел на работу
в Восточный отдел исполкома Коминтерна. В двадцать девятом году он попросил
восстановить его в советском гражданстве.
|
|